Постановление 17-летней давности "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" уже давно требовало приведения в соответствие с действующим законодательством Таможенного союза, особенно в части определения законодательной базы, являющейся основной для установления подобной льготы.
Естественно, предлагаемые изменения не могли не привлечь внимания бизнес-сообщества. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что тут как раз тот случай, когда планируемые изменения ничего не меняют, и речи о грядущих существенных переменах в порядке предоставления льгот по уплате ввозной таможенной пошлины не идет.
Итак, что же предлагается сделать? Предусмотрено редактирование названия Постановления N 883 (устранение упоминания о недействующей льготе по уплате НДС), его преамбулы (добавление ссылок на законодательство Таможенного союза); есть изменения в изложении п. 2 и 3.
В пункте 2 добавлено упоминание о том, что для подтверждения ввоза товаров в качестве вклада иностранного участника в уставный капитал юридического лица следует представить документы, содержащие сведения о принятом решении увеличить уставный капитал за счет средств иностранного участника. Новость? Отнюдь. Такая практика уже существует, и ее правомерность подтверждена письмом ФТС России N 01-06/34547 от 4 октября 2006 г. То есть упоминание о ней в проекте постановления лишь подтверждает и закрепляет ее на более высоком уровне.
В пункте 3 по-иному изложены основания отмены льгот по уплате ввозных таможенных пошлин. В действующей редакции в качестве такого основания названа реализация товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал. Новая редакция в качестве оснований называет выход иностранного лица из состава учредителей и совершение сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от уплаты таможенных пошлин, либо при передаче таких товаров во временное пользование.
Эти критерии уже содержатся в решении Комиссии Таможенного союза N 728 от 15 июля 2011 г. "О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза", обязательном для стран - членов ТС. Иными словами, внесение изменений в Постановление N 883 лишь констатирует уже свершившийся факт.
Кстати, по нашему мнению, решение N728 существенно ухудшило положение участников ВЭД. Во-первых, понятие "переход права собственности" шире понятия "реализация". Например, если организация, в чей уставный капитал внесено имущество, подвергнется реорганизации, то переход права собственности будет осуществлен с баланса прежней организации на баланс новой. Во-вторых, под выходом иностранного участника из состава учредителей может пониматься и выход из состава организации одного-двух иностранных участников, каждый из которых вносил вклад в уставный капитал. Если выходящий участник при этом продал свою долю другому, является ли это основанием для отмены льгот или нет?
Сегодня порядок предоставления льгот при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал очень сложен и не отвечает основной цели их применения - повышению инвестиционной привлекательности России. К сожалению, она многое потеряла еще и из-за отмены льгот по уплате НДС при ввозе технологического оборудования в качестве вклада в уставный капитал. Добавим к этому запрет на отчуждение данных товаров, особенно в совокупности с указанным выше обстоятельством, и станет понятно, почему льгота по ввозу товаров как вклада в уставной капитал фактически потеряла свою привлекательность для иностранных инвесторов. И сейчас она почти не используется.
Недостатком предлагаемых изменений является отсутствие в них решения проблем и устранения излишних налоговых, финансовых, таможенных барьеров, препятствующих использованию такого перспективного по своей сути способа инвестирования в российскую экономику, как ввоз товаров в качестве вклада в уставный капитал.
Кстати, другие внешне облегченные пути для иностранных инвестиций в Россию, предусмотренные законодательством, также имеют свои недостатки. Например, такая льгота, как освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость на ввозимое технологическое оборудование, аналоги которого не производятся на территории России, требует соблюдения большого количества формальностей и очень существенных временных затрат.
Сама же процедура льготного ввоза технологического оборудования для исключительного использования в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства - участника Таможенного союза, что предусмотрено п. 7.1.11 Решения Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130, вообще не применяется в России и даже не имеет соответствующего правового регулирования в нашем национальном законодательстве.
В общем, напрашивается неутешительный вывод: российский инвестиционный климат в той части, которая формируется таможенным законодательством, пока еще остается не очень благоприятным. И предлагаемые изменения ситуацию не улучшают.