10.06.2013 23:46
    Поделиться

    Эксперты нашли способ увеличения объемов международной торговли

    Легальные процедуры международной торговли в Таможенном союзе настолько обременительны для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), что они готовы рисковать деньгами и свободой, лишь бы обойти все бюрократические препоны.

    К такому выводу пришли участники XVIII ежегодной конференции "Таможня и бизнес: партнерские отношения". По словам директора департамента торговой политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрея Точина, незаконными при импорте являются до 75% поставок одежды и 40% - технологического оборудования, при экспорте - до 72% поставок морепродуктов и до 94% - поставок дальневосточных крабов. "Увеличить долю легальных поставок можно, только установив понятные и прозрачные внешнеторговые процедуры", - считает Андрей Точин.

    Экспертами подсчитано, что сокращение срока проведения экспортно-импортных операций на одни сутки приведет к увеличению объемов международной торговли на 4%, а увеличение на сутки - к снижению на 1%. Однако странам ТС пока хвастаться особенно нечем: согласно рейтингу Doing Business в разделе "Международная торговля" наше "трио" прочно окопалось во второй сотне списка.

    И здесь очень многое зависит от таможни. Таможенное законодательство у нас реформируется уже четвертый год, но, по признанию министра ЕЭК по таможенному сотрудничеству Владимира Гошина, процесс идет с "большим скрипом". В Таможенном союзе и его правопреемнике - Едином экономическом пространстве заключены 33 соглашения по таможенным вопросам. При этом семь из них не применяются вовсе, срок действия одного закончился в начале нынешнего года, оставшиеся 25 специалисты ЕЭК сейчас пытаются свести в единый документ.

    Кстати, одно из действующих соглашений в этой области - Таможенный кодекс ТС. Рожденный в спешке буквально за три месяца, он, безусловно, несовершенен, хотя на момент создания ТС был крайне необходим. К нему готов пакет поправок с учетом современных реалий, и уже на этой неделе они поступят на рассмотрение правительствам стран-участниц. Есть надежда, что с января 2014 года изменения вступят в силу. Одна из принципиальных новелл документа - признание приоритета электронной декларации над бумажной. Это очень важно, так как ранее в ТК ТС и российском законе о таможенном регулировании в этом плане были разночтения. Также отменяется необходимость предоставлять паспорт сделки при декларировании ввозимых товаров.

    Однако Владимир Гошин призвал бизнес не ждать от обновленного кодекса огромного шага вперед: документ, улучшенный процентов на 10, остается бланкетным, содержащим 339 отсылочных норм. Из них 211 - именно к национальным таможенным законодательствам стран-участниц. И как бы не стремилась ЕЭК их унифицировать, до конца это сделать не получится. Тем не менее Гошин пообещал, что работа будет продолжена, и в 2015 году, вероятно, мы получим более совершенный ТК ТС. Что еще полезного делает таможня для бизнеса? Благодаря введению предварительного информирования время следования фуры от шлагбаума до шлагбаума на пунктах пропуска сократилось с 2,5 часа до 40 минут. Создается "зеленый сектор" для добропорядочных участников ВЭД, основная идея которого - максимальное снижение самой обременительной формы таможенного контроля, то есть физического досмотра товарных партий. Здесь применяется отраслевой подход, когда предоставляются преференции для компаний, ввозящих компоненты для промышленной сборки автомобилей. Региональный подход коснулся крупных производств Приволжского и Уральского федеральных округов. Средний срок выпуска товаров сократился у них с 18 до 7 часов, досматривается лишь 0,1% ввозимого груза. На повестке дня - субъектно-ориентированный подход к участникам ВЭД. Он уже не будет зависеть от региональной или отраслевой принадлежности юрлица. Разработаны критерии, по которым участник ВЭД может попасть в категорию благонадежных: это определенный стаж и объем экспортно-импортных операций, отсутствие каких-либо задолженностей перед бюджетом, отсутствие судимости у руководителя предприятия и т.д. "По предварительным подсчетам, под категорию благонадежных в стране попадают около 1 тыс. компаний, - сообщил первый заместитель начальника Центрального таможенного управления Дмитрий Шмарлин, - из них 174 - в Центральном федеральном округе. Но мы не исключаем, что список будет расширен". Для этих юрлиц к концу года доля таможенных досмотров должна снизиться до 1,5-1% от общего количества оформленных деклараций. А в 2014 году не превышать 0,5%.

    По словам вице-президента "Деловой России" Виталия Сурвилло, бизнес ждет от таможни перехода на расчет и оплату платежей после выпуска товаров. Разумеется, это касается партий грузов, идущих без таможенного досмотра, но под надежные финансовые гарантии. Это закреплено и в дорожной карте "Совершенствование таможенного администрирования". Сейчас только 6,5% товаров попадают под досмотр. Однако выпуск остальных задерживается для документального контроля: таможня обязана проверить правильность расчета платежей и убедиться в поступлении этой суммы на счет Федерального казначейства. Но на это нужно время, за которое валютный курс может измениться, и участник ВЭД вынужден вносить доплату к уже перечисленному авансу. Такой порядок, по мнению Виталия Сурвилло, приводит к непредсказуемости сроков выпуска и суммы платежей, что и заставляет участников ВЭД прибегать к схемам "серого" импорта.

    Общее выполнение мероприятий дорожной карты пока идет на "троечку". Из 40 ее пунктов срок исполнения 16 уже истек, а выполнены только 8, в процессе реализации - еще 4. Основная причина "саботажа" - страх потерять платежи в бюджет. Как известно, таможня наполняет его наполовину.

    Конечно, от таможни зависит многое, но далеко не все. И, по выражению Владимира Гошина, стараться совершенствовать внешнеэкономическую деятельность, только улучшая таможенное администрирование, это все равно, что утеплять только одну стену в доме: дуть будет с трех других сторон. До сих пор при декларировании участники ВЭД вынуждены предоставлять кучу документов, формально к таможне отношения не имеющих: сертификаты, лицензии, договора и т.д. "Лицензия на бумаге - это дикий архаизм, - считает Андрей Точин. - В Казахстане, например, ввели электронную лицензию, ее номер вбивается в декларацию, и всё. Технология реально работает. И в ней нет ничего сложного".

    Поделиться