Новости

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 марта 2013 г. N 11 г. Москва"О Плане действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации на 2013-2015гг."

Дата подписания 13 марта 2013 г.
Опубликован 13 июня 2013 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 мая 2013 г.

Регистрационный N 28496

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав глобальную эпидемиологическую ситуацию по полиомиелиту и в Российской Федерации, принятые меры по предупреждению завоза и распространения дикого полиовируса в субъектах Российской Федерации, установил.

С 2002 года Российская Федерация в составе Европейского региона сертифицирована Всемирной организацией здравоохранения (далее - ВОЗ) как территория, свободная от полиомиелита.

В постсертификационный период работа по профилактике полиомиелита в Российской Федерации осуществлялась в рамках реализации "Национального плана действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации", согласно нормативным и методическим документам, а также с использованием рекомендаций Европейской Комиссии по сертификации, методических документов ВОЗ. В стране создана и эффективно работает система реализации мероприятий по профилактике полиомиелита.

Основная задача профилактики полиомиелита в постсертификационный период - это поддержание свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации.

В 2012 году в мире было зарегистрировано 222 случая полиомиелита, вызванного диким полиовирусом. В основном случаи полиомиелита регистрируются в эндемичных странах (Нигерия, Афганистан, Пакистан), однако, учитывая значительную интенсивность миграционных и туристических потоков, сохраняется угроза завоза дикого полиовируса в свободные от полиомиелита страны.

После осложнения в 2010 году эпидемиологической ситуации по полиомиелиту в связи с завозом в страну дикого полиовируса, в Российской Федерации проведен комплекс дополнительных профилактических и противоэпидемических мероприятий, позволивший стабилизировать эпидобстановку.

Приняты меры по совершенствованию организационных мероприятий, развитию нормативного и методического обеспечения профилактики полиомиелита и эитеровирусной инфекции. Совершенствуется система вакцинопрофилактики полиомиелита. Осуществляются меры, направленные на профилактику вакциноассоциированного паралитического полиомиелита. Проведена работа по повышению качества, чувствительности и эффективности эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами (далее - ОВП), эитеровирусной инфекцией (далее - ЭВИ). Поддерживается на высоком уровне, отвечающем требованиям ВОЗ, и совершенствуется лабораторная диагностика полиомиелита и неполиомиелитных энтеровирусных инфекций. Все лаборатории по диагностике полиомиелита Российской Федерации являются частью Глобальной лабораторной сети ВОЗ и аккредитованы для выполнения этих исследований. На постоянной основе осуществляется серологический мониторинг популяционного иммунитета к полиомиелиту. Обеспечивается биологическая безопасность работы с материалами, инфицированными или потенциально инфицированными диким полиовирусом. Внедрен и совершенствуется эпидемиологический надзор за энтеровирусной (неполио) инфекцией. В целях обеспечения необходимого уровня популяциошюго иммунитета против полиомиелита в 2011- 2012гг. проводилась дополнительная иммунизация детей в Северо-Кавказском федеральном округе. В других федеральных округах на территориях и в учреждениях, где не был достигнут 95% охват профилактическими прививками, проводилась кампания по дополнительной 2-туровой иммунизации детей от 1 года до 3 лет.

Вместе с тем отмечаются недостатки в работе по данному направлению.

В отдельных субъектах показатель охвата вакцинацией в разных возрастных группах не достигает нормативного (95%).

Остается большое количество не привитых против полиомиелита детей вследствие несвоевременного пересмотра медицинских отводов и отказов родителей от прививок, в том числе обусловленных религиозными убеждениями.

Имеются территории, где не регистрируются ОВП или где не выполняется нормативный показатель (1 случай ОВП на 100 тыс. детского населения до 15 лет) их выявления.

В отношении некоторых показателей чувствительности и качества эпиднадзора в 2011 - 2012гг. отмечены негативные тенденции: снизились показатели своевременности выявления больных ОВП и адекватного их обследования.

Ухудшение ряда показателей качества эпиднадзора за полиомиелитом и ОВП как в целом по стране, так и в отдельных субъектах России, после стабилизации ситуации по полиомиелиту является следствием имеющихся недостатков в системе подготовки медицинских работников по вопросам диагностики OBП.

В детских учреждениях имеют место нарушения санитарного законодательства в отношении соблюдения требований о разобщении непривитых детей от недавно получивших прививки живой полиомиелитной вакциной (профилактика заболевания полиомиелитом, ассоциированного с вакциной).

В ряде случаев не выполняются требования нормативных и методических документов по обеспечению биологической безопасности в вирусологических лабораториях, работающих (сохраняющих) с материалами, инфицированными (потенциально инфицированными) диким полиовирусом, требуется укрепление их материально-технической базы.

Современная диагностика нуждается в усовершенствованных методах, в том числе экспресс-диагностики, сокращающей время проведения вирусологических исследований.

Актуальным направлением работы по поддержанию свободного от полиомиелита статуса страны является надзор за энтеровирусной инфекцией.

Ежегодно в стране регистрируются сезонные подъемы заболеваемости, групповые очаги заболеваний, а также остается риск завоза инфекции с сопредельных территорий и государств, прежде всего из КНР.

Несмотря на введение официальной регистрации ЭВИ, в ряде территорий отмечается неполный учет данных заболеваний.

В связи с тем, что риск завоза и распространения на территории нашей страны дикого штамма вируса полиомиелита остается высоким, работа по профилактике полиомиелита требует постоянного совершенствования в соответствии с современной эпидемиологической обстановкой.

В целях обеспечения предупреждения заноса и распространения дикого вируса полиомиелита на территории Российской Федерации, в соответствии с пунктом 6 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10: N 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 N 1 (ч. 1) ст. 21, ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч.2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, 2010, N 40, ст.4969; 2011, N 1 ст.6, N30 (ч. 1), ст. 4563, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N50, ст.7359); пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38 ст.4736; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч.1), ст. 25; 2006, N 27, ст. 2879; 2007, N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 30 (ч.2), ст. 3616, N 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, N 1, ст. 21; 2009, N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст.6599; 2011, N 30 (ч.1), ст. 4590); 2012, N53 (ч.1), ст. 7589), а также в целях стратегического плана ВОЗ по ликвидации полиомиелита на 2013-2018гг. в рамках глобальной инициативы по ликвидации полиомиелита постановляю:

1. Утвердить "План действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации на 2013-2015 годы" (далее - План) (Приложение).

2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления рекомендовать:

2.1. Установить действенный контроль за разработкой и выполнением региональных планов действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013-2015гг.

2.2. При необходимости рассмотреть вопрос о выделении бюджетных ассигнований на осуществление мероприятий региональных планов действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации.

2.3. Оказывать содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан и управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в проведении в средствах массовой информации разъяснительной работы с населением по вопросам профилактики полиомиелита и энтеровирусных инфекций и актуальности иммунизации против полиомиелита.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан:

3.1. Разработать и внести на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональные планы по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013-2015гг.

3.2. Обеспечить взаимодействие с заинтересованными организациями и учреждениями в реализации разработанных региональных планов мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013-2015гг.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, руководителям научно-исследовательских учреждений Роспотребнадзора обеспечить выполнение мероприятий в соответствии с Планом и региональными планами мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013 - 2015гг.

5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить действенный контроль за выполнением региональных планов мероприятий по реализации по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013 - 2015гг.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Руководитель Г. Онищенко


Механизм реализации "Национального плана действий на 2013-2015 годы по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации"

Общее руководство и контроль за реализацией мероприятий "Национального плана действий" осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Координация деятельности, оказание методической и практической помощи органам и учреждениям Роспотребнадзора, органам и учреждениям здравоохранения в рамках "Национального плана действий" возложена на Координационный центр профилактики полиомиелита и энтеровирусной (неполио) инфекции полиомиелита (ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора).

Региональные центры эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами осуществляют контроль и методическую помощь в организации мероприятий по совершенствованию эпидемиологического надзора, профилактике полиомиелита в прикрепленных субъектах Российской Федерации.

Национальный центр по лабораторной диагностике полиомиелита (ФГБУ Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов имени М.П. Чумакова РАМН) обеспечивает проведение заключительной лабораторной диагностики полиомиелита, совершенствование вирусологического обеспечения системы эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами.

Приволжский и Дальневосточный научно-методические центры по изучению энтеровирусной инфекции (ФБУН "Нижегородский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. академика И. Н. Блохиной" Роспотребнадзора и ФБУН "Хабаровский НИИ эпидемиологии и микробиологии" Роспотребнадзора соответственно) осуществляют мероприятия по совершенствованию эпидемиологического надзора за энтеровирусными (неполио) инфекциями.

Совершенствование диагностики полиомиелита и острых вялых параличей, биологической безопасности работы с материалами, инфицированными или потенциально инфицированными диким полиовирусом, сертификации ликвидации полиомиелита являются основными задачами соответствующих Комиссий Роспотребнадзора.

Мероприятия по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации реализуются органами и учреждениями здравоохранения, органами и учреждениями Роспотребнадзора в рамках соответствующих "Планов действий", разрабатываемых в регионах в соответствии с основными направлениями "Национального плана действий" с учетом конкретных местных условий.

Финансирование мероприятий "Национального плана действий" осуществляется за счет средств федерального бюджета, финансовых средств, выделенных на реализацию государственного задания, региональных и ведомственных программ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также за счет финансовых средств из других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(gif, GIF, 660 Кб)