Любопытно, что впервые опробованная в деле только в феврале этого года GoalControl обошла по результатам тендера такие системы, как Hawk-Eye, GoalRef и Cairos.
Если новые технологии проявят себя на Кубке Конфедераций и заслужат положительные отзывы арбитров, то ее будут использовать в 2014 году на чемпионате мира в Бразилии.
Система автоматического взятия ворот GoalControl-4D использует 14 высокоскоростных камер, работающих в любых погодных условиях и расположенных вокруг поля. Местонахождение мяча автоматически фиксируется в трех измерениях. Когда мяч полностью пересекает линию ворот, центральный аналитический элемент посылает сигнал арбитру на специальные часы, на что уходит меньше секунды. Разработчики гордятся тем, что GoalControl использует сверхбыстрые камеры, которые позволяют постоянно мониторить позицию мяча. Изображение обрабатывается мощной компьютерной системой, которая отслеживает движение всех объектов на поле, включая действия судей и игроков.
Оснащение только одного стадиона подобной системой обойдется в 200 тысяч евро, а стоимость обслуживания оборудования на одном матче составит 3 тысячи евро.
Согласно рекомендациям ФИФА главный арбитр матча за час до начала игры должен провести тест системы. В случае выявления сбоев судья вправе отказаться от использования GoalControl.
Если сбои случатся непосредственно во время матча, то арбитр вправе игнорировать сигналы часов и принимать решения по старинке.
Начиная с сезона-2013/2014 на всех стадионах клубов английской Премьер-лиги будет установлено по семь высокоскоростных камер под разными углами. Они будут фиксировать положение мяча при голевых моментах, после чего решение о взятии или невзятии ворот поступит прямо на часы рефери. Система, которую выбрали англичане - Hawk Eye или Ястребиный глаз, - хорошо знакома любителям спорта и впервые была протестирована в реальных условиях спортивных соревнований в 2001 году. С тех пор применяется в крикете, теннисе, волейболе, снукере. Минус системы - высокая стоимость и сложность в эксплуатации.
Впрочем, англичан эти "но" не остановили, и они подписали пятилетний договор с разработчиками системы на 10 миллионов фунтов. К слову, каждому из 20 клубов Лиги система обойдется в 85 тысяч фунтов в год плюс до 50 тысяч фунтов в качестве единовременной выплаты за установку технологии на стадионе. Таким образом, за пять лет каждый клуб потратит на Hawk-Eye почти полмиллиона фунтов.
По словам главы УЕФА Мишеля Платини, в Лиге чемпионов УЕФА и Лиге Европы он не допустит появления систем видеофиксации. По словам Платини, вполне достаточно пяти арбитров на поле, которые сохраняют "дух игры". По поводу решения английской Премьер-лиги Платини был резок в оценках:
- Я посчитал и получилось, что за пять лет технология обойдется клубам почти в миллионы долларов. Это огромные деньги для того, чтобы избежать ошибки, которая случается раз в 40 лет...
Международный совет футбольных ассоциаций (IFAB) и совет, регулирующий правила в мировом футболе, одобрили использование систем видеофиксации взятия ворот. При этом члены Международного совета подчеркнули, что вышеупомянутые технологии будут применяться лишь для определения взятия ворот, а для разрешения других спорных вопросов использоваться не будут.
Вслед за Англией автоматической фиксацией взятия ворот заинтересовались в Испании, где также собираются ввести ее в эксплуатацию в течение двух-трех лет. А вот в России, видимо, чтобы не злить Платини по поводу технических новшеств, помалкивают. Впрочем, не исключено, что видеофиксация придет и на наши арены. Во время чемпионата мира 2018 года.
Кстати
О необходимости введения видеофиксации в ФИФА заговорили после матча 1/8 финала ЧМ-2010 в ЮАР между командами Германии и Англии. Тот поединок завершился крупной победой немцев - 4:1. Скандальный эпизод с незасчитанным голом англичан произошел на 39-й минуте матча. Гол, забитый англичанином Фрэнком Лэмпардом, судья Хорхе Ларрионда не засчитал, аргументируя это тем, что мяч не пересек линию ворот.
"Я должен сказать: "Спасибо, Лэмпард". Тот незасчитанный гол шокировал меня, и я понял необходимость реформ", - заявил после того инцидента глава ФИФА Йозеф Блаттер.