С 1 января 2015 года должен заработать Евразийский экономический союз, членами которого станут Россия, Беларусь и Казахстан. Кыргызстан и Украина будут участвовать в качестве наблюдателей. Экономика - это основа интеграции. Однако, по мнению Сергея Нарышкина, объединение стран не может носить узко экономический характер. В Евразийском экономическом союзе граждане должны иметь равные права на передвижение и трудоустройство, на получение образовательных услуг...
Собственно, это показывает и опыт создания Союзного государства, гуманитарному аспекту в котором уделяется особое внимание. И эти наработки могут быть взяты за основу при создании новой интеграционной структуры, полагает Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович:
- Союзное государство Беларуси и России может рассматриваться как образец для новых интеграционных блоков на постсоветском пространстве.
С такой точкой зрения солидарен Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. Он считает, что не нужно противопоставлять интеграцию "двойки" Союзного государства и таможенной "тройки" и СНГ:
- Все они дополняют друг друга. В более узком формате обкатываются какие-то сложные вопросы, а потом принимаются в более широком.
Проблем, в том числе в экономике интеграционных объединений, немало. Конкурентоспособность товаров на внешнем рынке, согласованная промышленная политика, общий аграрный рынок - вот лишь некоторые темы, звучавшие на заседании "круглого стола". Михаил Мясникович считает, что товары и услуги, произведенные в Таможенном союзе, должны получить особый статус.
- Масштабные программы модернизации производства дадут результат только в среднесрочной перспективе. И в этих условиях предлагается рассмотреть вопрос о придании особого статуса товарам и услугам, произведенным на территории ЕЭП, то есть ввести понятие товара ЕЭП и критерии его определения. Это даст равный доступ к государственным закупкам и тендерным торгам.
Кроме того, страны "тройки" должны снижать интенсивность внутренней конкуренции, объединив усилия для конкуренции с товарами из третьих стран. По мнению Михаила Мясниковича, это особенно актуально в нынешних реалиях присоединения наших государств к Всемирной торговой организации. Сейчас из-за некоторых несогласованностей в совместных действиях страны "тройки" уступают многие рынки товаропроизводителям из третьих стран.
К примеру, белорусский МАЗ и российский КАМАЗ практически на треть снизили свою долю на рынке автопрома по сравнению с тем, что было 5 лет назад.
О существующих проблемах интеграционных структур говорил на заседании "круглого стола" и Григорий Рапота:
- Несогласованные действия в промышленной политике в последнее время вызывают у меня все большую тревогу, потому что промышленная политика может превратиться из интеграционного элемента в дезинтеграционный, если мы не примем срочные меры.
По его словам, необходимо проводить совместные коллегии министерств промышленности. А главной задачей на ближайшие годы должно стать создание высокоскоростных транспортных путей.
- Я не устаю повторять, - отметил Госсекретарь Союзного государства, - что до тех пор, пока по нашим дорогам тяжелые фуры будут двигаться со скоростью 250 км в сутки (а в Европе - 750 км, в США - более 1 тыс. км), пока мы не создадим высокоскоростные пути через всю территорию евразийского сообщества, то говорить о дальнейшей эффективной интеграции просто сложно.
Заинтересованный деловой разговор, начатый на "круглом столе", продолжился на сессии Парламентского Собрания. Союзные депутаты рассмотрели без малого десять вопросов. Обсудив результаты своей работы в 2012 году, они рассмотрели план мероприятий в связи с празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и 70-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Вниманию депутатов был представлен отчет Совета Министров Союзного государства о выполнении бюджета за 2011 год, рассмотрены вопросы о порядке разработки и принятия программ Союзного государства.
Союзные парламентарии, как правило, напрямую не вмешиваются в деятельность исполнительных органов. Тем не менее их законодательные и нормотворческие инициативы имеют фундаментальное значение. Это предполагает столь же серьезный подход к их выработке. Об этом речь шла на заседании профильных комиссий Парламентского Собрания, состоявшихся накануне пленарного заседания. Наполнение и выполнение бюджета Союзного государства в последнее время не вызывает серьезных нареканий. А вот процедура разработки и принятия союзных программ, по общему мнению, требует совершенствования. В каком направлении? С таким вопросом корреспондент "СОЮЗа" обратился к заместителю Государственного секретаря Союзного государства Ивану Бамбизе. Он считает, что здесь еще немало проблемных моментов:
- Принятие союзной программы затягивается порой до пяти лет. Это непорядок. Многие проекты просто теряют актуальность. Чтобы сроки сдвинуть, нужно ускорить прохождение программ в первую очередь в министерствах и ведомствах. Чтобы это рассмотрение не затягивалось на годы. Пока эти сроки нормативно не ограничены. Для этого нужно изменить национальные регламенты как в Беларуси, так и в России. Сессия Парламентского Собрания может принять важные рекомендации на этот счет. Затем их предстоит утвердить на заседании Совета Министров Союзного государства и Высшего Государственного Совета.