Нино Катамадзе: Летом на сцене особое дыхание, особый драйв

В эти выходные в подмосковном Архангельском пройдет традиционный фестиваль "Усадьба Джаз". "Усадьбе" исполняется 10 лет, и программа фестиваля будет в этом году по-праздничному разнообразна, в ней будут и джаз, и рок, и фолк, которые будут звучать на шести концертных площадках.

В воскресенье вечером на площадке "Партер" выступит постоянный гость фестиваля, необычайно популярная в нашей стране Нино Катамадзе и ее группа Insight. Обозреватель "РГ" задал певице несколько вопросов накануне ее приезда в Россию.

Нино, "Усадьба Джаз" - один из первых летних опен-эйров. Вы любите эти фестивали?

Нино Катамадзе: Обожаю летние концерты на открытых площадках! Ты общаешься с солнцем, можешь со сцены увидеть закат, спеть в унисон тому, что вокруг тебя, сплести эту музыку со звуками природы... Летом на сцене совершенно особое дыхание, особый драйв.

Вы сыграете на "Усадьбе" традиционную программу или готовите для фестиваля что-то специальное?

Нино Катамадзе: Мы с "Усадьбой" дружим много лет. У нее юбилей, для нас это выступление будет одним из главных в году, и мы должны собрать всю свою энергию и отдать ее зрителям, ведь на "Усадьбе" они особенные. Я еще не знаю с точностью до песни, что мы там сыграем, но что-то новое попробуем сделать обязательно. Дальше этим летом еще будут Санкт-Петербург, Екатеринбург, далее везде (смеется).

Летом на сцене совершенно особое дыхание, особый драйв

А как вашу музыку, в которой есть и джаз, и фолк-мотивы, воспринимает зритель? Она не слишком сложна, умна для него?

Нино Катамадзе: Вот уж что мы стараемся делать в последнюю очередь - так это умничать! Наша музыка такая, какая она есть, и она открыта для всех. Мы не имеем права играть для одного круга зрителей и точка - в городах России мы играем и инструментальные вещи на любителя, и песни, которые знают все, ту же "Сулико" в нашей аранжировке. На "Усадьбе", да и всюду, под нашу музыку люди танцуют, и они должны танцевать, должны получать удовольствие от того, что слышат.

Чувствуется, "живые" концерты - это ваша особая любовь...

Нино Катамадзе: Нет, я люблю и студийную работу. Правда, в студии мы - конечно, все как следует отрепетировав, - всегда пишемся с ходу, играя вместе, как на концерте. И потом уже мало что меняем, только иногда я добавляю для красоты многоголосие, но это очень редко. Запись не должна быть спокойной, уравновешенной, там должны кипеть внутренние переживания, спонтанные ощущения, и поэтому первый вариант - всегда самый лучший, там больше всего эмоций.

Что, на альбоме Blue вы и оркестр сподвигли записаться "спонтанно"?

Нино Катамадзе: Нет, там мы, конечно, много пробовали, репетировали, многое по ходу обговаривали с дирижером, с музыкантами. Но это все-таки был особый случай.

Музыка Нино Катамадзе & Insight со временем меняется - в последних альбомах звучит оркестр, усложняется инструментовка, в пьесах появляются рок-мотивы. Да и сами музыканты, мне кажется, заметно прибавили в мастерстве...

Нино Катамадзе: Для меня самой это необычайно интересный момент. Мне тоже кажется, что группа сейчас на каком-то переломном этапе, в нас что-то происходит. Но чтобы у нас была какая-то строго определенная цель, к которой бы мы шли, - такого нет. Вот в августе, после того, как закончится тур, мы соберемся в нашем любимом Батуми и будем искать какие-то звуки - и, может, там появится что-то новое, что будет диктовать нам куда идти. Иногда нового бывает с избытком - например, составляя последний альбом Green, нам пришлось выбирать из 30 композиций. А что касается музыкантов, то и Георгий, и Давид, и Уча - люди очень профессиональные, открытые, творчески самостоятельные, способные создавать вокруг себя совершенно фантастическую атмосферу. На концертах она, конечно, чувствуется больше, чем в записях.

Green, Red, White, Blue, Black - все ваши альбомы названы в честь разных цветов. Какого цвета будет следующий?

Нино Катамадзе: Идеи есть, но это пока секрет. Мы не ставим цель собрать полный спектр, просто пока все очень гармонировало с музыкой, которая была в этих альбомах. Мы же внутри все равно - хиппи, дети цветов.