13.06.2013 23:10
    Поделиться

    Экспедиция "Возродим народные промыслы" изучает секреты белорусской керамики

    Сегодня особенно ценятся изделия ручной работы. Ведь каждое из них неповторимо. Конечно, и стоит такой товар недешево, поэтому ему трудно конкурировать с фабричным ширпотребом. А можно ли соединить уникальность народного творчества и современное промышленное производство? Оказывается, вполне. Корреспондент "СОЮЗа" лично убедился в этом, побывав в городском поселке Радошковичи под Минском.

    И глина оживает...

    На берегу реки Чуйки в Радошковичах возвышается так называемая Шведская гора, где люди селились уже в V - VIII веках. Об этом говорят осколки глиняной посуды, которые находят при раскопках. Что и неудивительно: красная глина в окрестностях так и прет из-под земли. Впоследствии местечко стало в Беларуси одним из центров гончарного промысла. Разнообразные горшки, миски и прочая домашняя утварь из обожженной глины успешно расходились по окрестным деревням. А в 1940 году тут построили комбинат местной промышленности, где развивалось и гончарное производство. Очередное возрождение древней традиции произошло в 70-х годах прошлого века, когда в окрестностях Радошковичей началась промышленная разработка высококачественной глины. Ею и сейчас снабжаются два крупных кирпичных завода, а также построенный в те годы в городском поселке завод художественных керамических изделий, крупнейший в Беларуси. Набираться опыта его работники отправились в латвийскую Елгаву. С тех пор предприятие, сейчас это ОАО "Белхудожкерамика", не раз переживало взлеты и падения. Но даже в самые драматические постперестроечные годы оно не останавливалось и ныне работает устойчиво.

    - Главное - это ассортиментная политика. Не идет эта продукция - нужно предлагать другую, - убежден директор Юрий Кацнельсон и в подтверждение предлагает осмотреть выставку продукции предприятия.

    На стеллажах в огромном зале более 6 тысяч изделий из глины самой разнообразной формы и расцветки.

    Встречает посетителей полутораметровая богато декорированная ваза. "Лепили несколько мастеров из четырех кусков глины", - поясняет замдиректора по производству Светлана Каховская. И показывает горшки, кружки, тарелки, игрушки и сувениры - перечислить все, на что способна глина в умелых руках, просто невозможно.

    - Какая посуда у меня дома? - переспрашивает Светлана Николаевна. - Конечно, глиняная! Экологически безопасна, мы в глину ничего не добавляем. Продукты в такой посуде не варятся, а томятся, получается вкусно, и витамины сохраняются. И расцветка, видите, любая.

    Ремесленник в законе

    Создать такое разнообразие кустарю-одиночке, каковым иногда представляется в воображении народный умелец, вряд ли по силам. Вот и на предприятии в Радошковичах изделия разрабатывают профессиональные художники - сейчас их четверо. Но за основу они берут исконные белорусские традиции. Ведущий художник Леонид Грицков как пришел сюда 30 лет назад после окончания Белорусского театрально-художественного института (сейчас академия), так тут и остался. Беседуем, присев в цеху возле гончарного круга.

    - Спасибо педагогам: не только руку правильно поставили, но и привили понимание истинного народного гончарного мастерства, - говорит Леонид Васильевич. - В поисках подлинников ездили по деревням, музеям. Пружанские, чашникские, ивенецкие мастера - мы вобрали все лучшее из их стилей. Сейчас по образцам, хранящимся в Национальном историческом музее, Музее народных художественных промыслов, научно-историческом музее Института истории НАН Беларуси, изготавливаем аутентичные копии гончарных изделий прошлых веков. Чтобы были они доступны всем, кто этим интересуется. Финансируется работа благодаря госпрограмме поддержки народных художественных промыслов. И мы, разрабатывая ту или иную серийную продукцию, часто импровизируем в стиле народных мастеров. Эти работы затем утверждает экспертный совет Государственного производственно-торгового объединения "Белхудожпромыслы".

    ОАО "Белхудожкерамика" в Радошковичах - едва ли не единственное предприятие, где сохранилось в промышленном масштабе именно гончарное производство. То есть ваза ли, горшок, сувенир лепятся здесь и раскрашиваются вручную, в том числе на традиционном гончарном круге. Смотрю, как ловко Алексей Трынько заканчивает формовать полуметровую вазу. Рядом работают другие коллеги-гончары. То, что выходит из-под их рук, на профессиональном сленге называется черепок. Но чтобы он стал готовым изделием, предстоит испытание огнем - обжиг в печи при температуре 800 - 900 градусов. Остыв, они попадают в руки женщин-живописцев. Затем снова в печь. И так, если надо нанести еще и декор, до трех раз. В итоге на изготовление изделия от поступления глины в подготовительный цех до отправки на склад готовой продукции уходит 5- 7 дней.

    Решил и я проверить свои способности. Усевшись за гончарный круг, тут же понял, что мастер из меня никудышный. То исходный глиняный кругляш все не устанавливался по центру вращающегося инструмента, а без этого черепок получался кособоким. То рос он не ввысь, а вширь. В итоге пришлось отправить горшок в переработку. Но удивительное дело - впечатление осталось очень приятное. Наверное, глина обладает гипнотическим воздействием.

    Конвейер чуду не помеха

    Примерно 200 тысяч горшочков, бочонков, кружек, тарелок, вазочек выпускает ежемесячно радошковичское предприятие. Для их сбыта очень важны приемлемая цена и высокое качество. Потому потребовались немалые инвестиции. На помощь пришло государство. Управление делами Президента выкупило пакет акций ОАО "Белхудожкерамика". На государственном уровне отрасли были предоставлены весомые финансовые преференции. Замдиректора предприятия по экономике Леонора Кульбицкая приводит подробности:

    - Нам предоставлены льготы в соответствии с госпрограммой развития малых городов. Это касается платы за электроэнергию, некоторые другие ресурсы, налогообложения. Была произведена реструктуризация задолженности. А также выделены инвестиции из инновационного фонда Управделами Президента. Всего за несколько лет помощь составила в эквиваленте 4-5 миллионов долларов.

    Это позволило приобрести около 40 единиц современного оборудования, создать 100 рабочих мест. Заметно поднялась заработная плата - как для отрасли, так и для поселка это знаковые явления. Предприятие получило солидную прибыль, производство стало рентабельным. Более четверти продукции отправляется на экспорт, в первую очередь в Россию.

    - Но нам, чтобы полностью загрузить производственные мощности и чувствовать себя финансово уверенно, экспорт надо увеличить до 50 процентов, - считает Юрий Кацнельсон. - Для этого нужно за счет автоматизации и дальше снижать долю ручного труда, решать проблему разницы в ценообразовании в Союзном государстве. И в Беларуси, и в России поддерживают свои народные промыслы, освободив производителей от налога на добавленную стоимость. Но в России наша продукция НДС облагается, как и российская - в Беларуси. В итоге нам затруднительно конкурировать на российском рынке с импортным ширпотребом, а россиянам - на белорусском. Не пора ли, раз мы строим единое государство, проводить и единую политику поддержки отечественных художественных промыслов?

    Досье "СОЮЗа"

    В объединение "Белхудожпромыслы" входят 13 фабрик художественных изделий, выпускающих мебель из лозы, сувениры из соломки, рушники, одежду и куклы в народном стиле изо льна, художественную керамику и другую разнообразную продукцию, которая регулярно демонстрируется на международных выставках и ярмарках, в том числе в России.

    Поделиться