14.06.2013 00:00
    Поделиться

    Владимир Путин: Размер пенсии должен зависеть от стажа и зарплаты

    Глава государства представил в Кремле Бюджетное послание о бюджетной политике в 2014-2016 годах. В мероприятии приняли участие глава правительства, вице-премьеры и министры, представители кремлевской администрации и парламента, руководство ЦБ РФ и Счетной палаты.

    Бюджетное послание станет частью Послания к Федеральному Cобранию, решил вчера Владимир Путин. Раз в год президент будет ставить важнейшие задачи, которые являются ориентиром для правительства и парламента.

    "Подготовка бюджета на следующую трехлетку вступает в решающую фазу", - констатировал Путин. "Нам необходим бюджет развития, который обеспечивает решение всех приоритетных задач, стоящих перед страной", - подчеркнул он. Это можно обеспечить лишь при высоком экономическом росте. Нужно перейти к долгосрочной политике развития, увеличить долю расходов на образование, науку и инфраструктуру, стимулировать инвестиции, подчеркнул президент. Обо всем этом говорилось и в предыдущих Бюджетных посланиях. "Но новые принципы планирования, инструменты повышения эффективности госрасходов пока внедряются медленно", - констатировал он. Ждать дальше нельзя, предостерег Путин. Глава государства перечислил цели на трехлетку. Во-первых, это обеспечение сбалансированности бюджетной системы. Нужно гарантировать безусловное исполнение гособязательств, прежде всего социальных. В течение трех месяцев завершить разработку бюджетной стратегии до 2030 года и, если потребуется, скорректировать долгосрочный прогноз социально-экономического развития. В стратегии нужно оценить риски, обозначить варианты действий при любом сценарии. При этом средства выделять под реальные планы преобразований.

    Пока многие госпрограммы нуждаются в доработке, а заложенные в них цели часто не подкреплены ресурсами, остался недоволен президент. Отдельные программы вообще приняты в разных вариантах.

    "Если денег на все не хватает, то нужно определить приоритеты", - объяснил чиновникам Путин, указав еще раз на необходимость проанализировать госпрограммы и обеспечить соответствие целей возможностям бюджета. Второе, что нужно сделать, это существенно оптимизировать структуру бюджета, выявить резервы и перераспределить их в интересах задач, обозначенных в указах от 7 мая 2012 года. Также нужно обеспечить долгосрочную сбалансированность пенсионной системы, что позволит снизить зависимость Пенсионного фонда от трансфертов госказны.

    "Если денег на все не хватает, то нужно определить приоритеты", - объяснил чиновникам Путин

    Отсюда третья задача - довести до конца работу по пенсионной формуле. Она должна обеспечить дифференцированный подход к каждому. "Чем больше стаж и зарплата, тем выше пенсия", - уточнил Путин. Формула должна быть справедливой и прозрачной, а базовый тариф страховых взносов для бизнеса оставаться таким же. Нельзя решать проблемы пенсионной системы за счет подавления экономической активности, подчеркнул президент. При этом правительство должно решить, передавать ли администрирование страхв- зносов ФНС.

    Нужно гарантировать сохранность пенсионных накоплений. "Достаточно у нас проблем с обманутыми вкладчиками, - отрезал Путин. - Действовать нужно в высшей степени аккуратно". По всем вопросам пенсионной системы правительство должно принять решение в этом году, дал срок президент.

    Путин призвал и к эффективному исполнению госпрограммы вооружений. "Предприятия должны не только "принять" деньги, но иметь производственную и технологическую базу по исполнению контрактов", - пояснил он. А если ее нет, то минобороны должно выйти с инициативой более рационального по времени выделения средств.

    Нужно использовать механизмы стимулирования роста, в том числе за счет инфраструктуры, перешел к следующей задаче глава государства. Речь о том, чтобы направить на финансирование самоокупаемых инфраструктурных проектов ресурсы ФНБ и пенсионные накопления. Механизм отбора проектов и предоставления ресурсов должен быть единым и понятным. Многие международные фонды ищут, куда вложить средства, и Россия в состоянии предложить им проекты, уверен президент.

    "Пора перейти к внедрению новых стимулов финансирования, когда деньги следуют за потребителем услуг, за гражданином, а не идут на содержание различных контор", - продолжил Путин. Нужно законодательно закрепить единый перечень государственных и муниципальных услуг.

    "Важнейшая задача - повышение конкурентоспособности налоговой системы", - заявил глава государства. Для этого следует улучшать администрирование, ограничить переводы в офшоры, повысить фискальную нагрузку на собственников престижного имущества. "Мы должны создать такие налоговые условия, чтобы вкладывать деньги в Россию было выгоднее, чем прятать их где-то на островах или тратить на предметы роскоши", - объяснил он.

    Необходим также постоянный мониторинг финансового положения регионов. По итогам 2012 года в каждом третьем субъекте госдолг превысил половину собственных доходов.

    Нужна большая прозрачность бюджетного процесса для граждан, подчеркнул Путин. Россия вошла в десятку лучших стран по индексу открытости бюджета Международного бюджетного партнерства, напомнил он. И с этого года все уровни управления должны публиковать "Бюджеты для граждан", чтобы люди могли сделать вывод об эффективности работы госаппарата.

    Правительство должно было организовать работу с экспертами по анализу эффективности расходов бюджета и представить предложения по оптимизации, не забыл Путин. Результаты должны отразиться в проекте бюджета. "Надеюсь, так и будет", - заметил он.

    Глава государства также указал министрам синхронизировать прогноз социально-экономического развития и работу по бюджету. И обращаясь ко всем, напомнил: "Нет более эффективного пути решения социальных вопросов, чем обеспечение темпов экономического роста". Улучшение жизни граждан - приоритет, но опережающий рост социальных расходов без роста экономики "заведет нас в тупик", заключил он.

    "Целесообразно сделать Бюджетное послание составной частью Послания Федеральному Собранию", - заявил глава государства, поручив правительству подготовить поправки. Логично, чтобы раз в год президент ставил соответствующие задачи, а правительство и парламент могли бы ориентироваться на эти приоритеты, сказал Путин. Глава государства объяснил решение тем, что приоритеты в социальной и экономической сферах часто рассматриваются в отрыве от вопросов бюджетной политики. Но направления развития должны быть подкреплены источниками финансирования.

    По итогам 2012 года в каждом третьем субъекте госдолг превысил половину собственных доходов

    Правительство приступило к формированию бюджета, сообщил министр финансов Антон Силуанов. "В условиях понижения прогноза по доходам и сохранения объема расходов 2013-2015 годов нужно задействовать все возможные ресурсы", - заявил он. Минфин с ФНС уже подготовили план по мобилизации доходов.

    Краткие выводы из Бюджетного послания премьер-министр сделал чуть позже, открывая заседание правительства. "Из Бюджетного послания вытекает целый ряд задач, особенно в условиях непростой ситуации, которая сложилась в мире, и наших собственных проблем, накопив- шихся в экономике, которые мы пока еще не решили, - подчеркнул Дмитрий Медведев. - Очевидно, что нам нужно концентрироваться на приоритетных проектах, потому что на все денег не хватит". Это касается прежде всего мероприятий, направленных на модернизацию экономики, привлечение инвестиций. "Нужно ускорить работу по формированию долгосрочной бюджетной стратегии и принять решение по пенсионным делам", - добавил председатель правительства.

    Федеральные органы исполнительной власти, уточнил глава кабмина, должны заниматься этими вопросами в рамках своих компетенций. "Координация - за заместителями председателя правительства", - указал он.

    Комментарии

    Наталья Акиндинова, директор Центра развития "Высшей школы экономики":

    - Президент в Бюджетном послании затронул тему качества госпрограмм, поставив задачу провести ревизию и доработать часть из них. Это важный момент. В условиях дефицита ресурсов стоило бы вообще подумать о сокращении некоторых статей расходов внутри госпрограмм. Тем более что для этого есть резервы: большинство госпрограмм рассчитывались под финансовые ресурсы, явно превышающие нынешние возможности бюджета.

    На чем можно сэкономить? Президент постоянно дает понять, что социальные статьи расходов - то, что связано с зарплатами, жильем, - имеют первостепенное значение. Вряд ли их будут урезать. Другое дело инвестиционная составляющая. Государственные вложения необходимы, с этим никто не спорит. Но есть много доказательств того, что их стоимость во многих случаях превышает эффективность. С этой точки зрения и можно было бы поискать возможности для сокращения расходов. Если же говорить об инвестициях для роста экономики, то этот рост больше обеспечивается не государственными, а частными вложениями. Их нужно стимулировать.

    Заявление о том, что к 2016 году могут возникнуть сложности со сбалансированностью федерального бюджета, вряд ли стали для кого-то неожиданностью. При нерастущих ценах на нефть и низких темпах экономического роста бюджет действительно будет трудно наполнять. Как следствие, возникнут сложности с исполнением обязательств. Но в такой ситуации есть и плюсы. Можно сказать, что сейчас сама жизнь создала условия для проведения реформ, о необходимости которых в России так давно и много говорят.

    Михаил Орлов, руководитель налогового комитета "ОПОРЫ России":

    - При обсуждении Бюджетного послания прозвучало предложение минфина пересмотреть налоговые льготы и определить те, которые можно отменить без ущерба для экономического роста. Идея хорошая. У нас действительно много льгот, и большинство действует совершенно необоснованно. Приведу только одну цифру: сейчас в Налоговом кодексе в три раза больше льгот, чем было в нашем законодательстве до появления кодекса. Это лишь подтверждает то, что механизм принятия решений по предоставлению льгот неэффективен, и его нужно менять. Однако проблема только в том, что минфин еще два года назад ставил задачу провести аудит всех льгот, но с тех пор практически ничего сделано не было.

    Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы, член Экономического совета при президенте:

    - Наиболее важным в Послании было то, что президент официально признал: модель постоянного роста бюджетных расходов, сформировавшаяся в докризисный период в пору высоких цен на нефть, исчерпала свои возможности. Теперь нужно использовать внутренние резервы бюджетной системы, повышать ее эффективность.

    Интересно, что, говоря о резервах для оптимизации бюджетной системы, Владимир Путин прежде всего упомянул о необходимости сбалансировать пенсионную систему с поэтапным сокращением дотаций Пенсионному фонду из федеральной казны. Хотя это можно делать только при достаточно энергичной пенсионной реформе. Еще один момент - повышение адресности социальной поддержки граждан по принципу оказания помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Такое изменение подхода можно назвать достаточно революционным. Главная слабость нашей социальной политики в том, что поддержка оказывается безадресно, по категориям получателей. Результат - люди слабо ощущают эту помощь, а расходы велики. К примеру, на те же пенсии, если считать в процентах к ВВП, мы тратим больше, чем страны Организации экономического сотрудничества и развития. Изменение системы позволит, с одной стороны, обеспечивать гораздо более заметную поддержку людям, действительно в ней нуждающимся, а с другой, сделать расходы на эти цели более эффективными.

    Подготовила Юлия Кривошапко

    Поделиться