На фестивале "Зеркало" свои фильмы представили 10 молодых режиссеров

Конкурсная программа VII Международного кинофестиваля "Зеркало" имени Андрея Тарковского закончена. За плечами остались 10 фильмов, прокладывающие ориентиры, на которые опираются молодые режиссеры Европы, Азии и Южной Америки.

В конкурс "Зеркала" нынешний отборщик Андрей Плахов, составляющий программу фестиваля второй год, выбирает кино с ярким авторским взглядом и чаще всего уже "засветившееся" на таких престижных мировых смотрах, как кинофестивали в Локарно и Роттердаме.

На сей раз в конкурсе - два режиссера-женщины, одна представительница Китая Хуан Цзы, и девушка родом из Чехословакии Мира Форнай, картина которой "Мой пес киллер" посвящена ксенофобии в провинциальном городке на границе Чехии и Словакии.

И в тематике конкурсных показов часто прослеживается "женский взгляд" на мир, хотя он не всегда определяется половой принадлежностью самого режиссера. Так фильм "Яйцо и камень" упомянутой выше Хуан Цзы - история взросления девушки, вышвырнутой своей матерью на попечение дяди с тетей. Пока мама растит любимого сына, что становится ясно по контексту, ее дочка - подросток беременеет от собственного дяди, избавляется от ребенка и отправляется в "ссылку" к бабушке в горную деревню. Ну а та - планомерно внушает внучке принципы греховности женской природы и рисует картины кровавого ада.
Фильм Хуан Цзы снимала на собственные деньги, прокатное удостоверение в Китае получить так и не смогла, зато удостоилась приза за режиссуру в Роттердаме.

Иной "женский взгляд" - в фильме молодого режиссера из Мексики Энрике Риверо. Переживая смерть матери, Риверо снял картину "Чтобы не умереть", основанную на реальных событиях, но рассказанную в притчевой стилистике. Здесь женщины предвидят будущее и разговаривают с мертвыми, а мужчины - мелькают где-то на периферии сознания, индифферентные, незначительные.

Энрике Риверо поделился с фестивальной публикой секретами успеха мексиканской кинематографии последних шести лет. Деньги молодым режиссерам стало добывать намного проще. В стране разработали массированную систему господдержки кино. В год выпускается по 70 национальных фильмов, на которые государство дает 50 млн. долларов. Причем одна картина не может получить в свой бюджет более 2 млн. Кстати, это предложение действительно и для режиссеров из-за рубежа, главное, чтобы в Мексике осталось 70 процентов денег, выделенных на съемки государством. А так - приезжайте снимать хоть из России.

Женщины правят миром, причем как реальным, так и потусторонним и в фильме Алексея Федорченко "Небесные жены луговым мари", основанном на поверьях этого финно-угорского народа. Картина объединяет 22 новеллы о марийских женщинах, каждая из которых связана с определенным обрядом народа, будь то свадьба, похороны, ворожба или даже создание зомби. Автор еще одной этнографической картины "Овсянки" Алексей Федорченко вновь обратился к литературной основе Дениса Осокина. Картина по стилю рассказа - незатейливому и с юмором - получилась очень близка к предыдущей работе. Впрочем, Федорченко заверяет, что не собирается посвящать свою жизнь созданию кино-энциклопедии обрядов и верований народов России и планирует поработать в других жанрах.

Как и было обещано, в конкурсе хватило и кино экспериментального. Самый радикальный эксперимент можно записать в актив украинскому режиссеру Игорю Подольчаку. Его фильм Delirium - смесь параноидального бреда и математического анализа, снятого почти при полной расфокусировке кадра и в самых необычных визуальных решениях.

Эксперимент другого рода - у творческой пары из Австрии Тиццы Кови и Райнера Фриммеля. "Сияние дня" - почти документальная история о жизни театрального актера из Австрии Филиппа Хохмайра, в которую вплетаются другие правдивые истории о судьбе циркового артиста Вальтера и австрийского работяги, который не может вернуть в семью к малолетним детям свою молдавскую жену.

Лауреаты VII кинофестиваля "Зеркало" будут объявлены совсем скоро.