Детские товары в РФ со следующего года могут продавать по спецкартам

Уже в следующем году детские товары могут продавать по специальным карточкам, на которые будет перечисляться детское пособие. В Минпромторге заинтересовались опытом Петербурга, власти которого ввели пластиковые карты для семей с детьми.

Существуют два вида таких карт: карта "Детская" и карта "Дошкольная". На карту "Детская" перечисляется ежемесячное пособие на ребенка от рождения до 1,5 лет.

На карту "Дошкольная" перечисляется ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 1,5 лет до 7 лет. Этими картами, то есть, по безналичному расчету, можно оплачивать покупки в специальных магазинах детских товаров. В Минпромторге заинтересовались питерским "ноу-хау" и хотят тиражировать этот опыт в других регионах страны.

Сроки  внедрения такой формы товарного обеспечения детских пособий еще не установлены, речь может идти о 2014-2015 годах. Пока нет и приоритетного списка товаров, рассказали "РГ" в Минпромторге.

Распашонки, подгузники и игрушки многие родители покупают в интернет-магазинах. Так дешевле, говорят они

"Что же касается вопроса финансового обеспечения этой программы, то средства, которые будут зачисляться на подобные карты уже предусмотрены в бюджетах разных уровней в виде различных пособий и других социальных выплат. Расходы же на выпуск карты, обслуживание терминалов оплаты возьмут на себя сами розничные сети и банки-партнеры", - прокомментировал инициативу "РГ" замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

Впрочем, пока эта идея вызывает немало дискуссий, в том числе и в "родительской" среде.

Так, мама полуторагодовалого ребенка москвичка Екатерина Кокорина, которая сейчас получает детское пособие на счет в банке, без привязки к специальной карте, считает, что деньги родителям лучше тратить по собственному усмотрению.

"Распашонки, подгузники, игрушки мы покупаем в интернет-магазинах. Так дешевле, особенно, учитывая небольшой размер детских пособий. Что касается опыта Санкт-Петербурга, то наши друзья, которые как раз живут в этом городе и также являются родителями, немалые деньги тратят на ортопедическую обувь для своего малыша. Понятно, что такой обуви в большинстве магазинов детских товаров просто нет", - рассказала молодая мама "РГ".

Для того, чтобы создать систему продажи детских товаров по картам в специальных магазинах, нужна очень широкая сеть самих магазинов, их должно быть не меньше, чем отделений почты, считает социолог Евгений Владимиров.

"Представьте себе, условно говоря, деревню Некрасовка, которая находится за 300-400 километров от среднестатистического областного центра. Какие там могут быть специальные магазины детских товаров? И сколько должна потратить денег мама из этой деревни, чтобы доехать до города и получить те же игрушки по карте? То, что хорошо для Санкт-Петербурга, может быть неприемлемо для других регионов России", - считает Евгений Владимиров.

А, если представить, что бабушки и дедушки уже обеспечили внука необходимыми детскими товарами на три года вперед, то детское пособие, лучше потратить на тот же бассейн для ребенка, считает эксперт.

В целом эта идея может быть неоднозначно воспринята как прогрессивной, так и консервативной частями общества, убежден Евгений Владимиров.

Однако в Минпромторге на этот вопрос смотрят шире. Продажа игрушек, одежды и прочих товаров по картам, по мнению представителей ведомства, во-первых, ограничивает возможность нецелевого использования детских пособий.

"Благополучные семьи, как показал опыт, спокойно относятся к такой форме материального пособия. Ведь никто не критикует материнский капитал, по которому наличные деньги женщинам тоже не выдаются", - отметил Виктор Евтухов.

Во-вторых, по мнению представителей ведомства, предлагаемая система позволит поддержать отечественных производителей детских товаров.

"Выплата детских пособий на пластиковые карты в Санкт-Петербурге практиковалась еще с 2002 года. Повсеместное использование карт привело к тому, что широкий ассортимент детских товаров был представлен не только на полках специализированных магазинов, но и сетевого ритейла.

Представители торгового бизнеса, оценивая, что к ним придут родители с такими картами, стали расширять ассортимент детских товаров. В итоге это увеличило не только их доступность, но и ликвидировало монополию со стороны специализированных магазинов", - пояснил Виктор Евтухов.

По его словам, в том числе об этом идет речь в разработанной Минпромторгом стратегии развития индустрии детских товаров до 2020 года, которую 6 июня утвердило Правительство России. Основные  задачи Стратегии - увеличение доли российских товаров для детей и сокращение в этой сфере теневого рынка, который сегодня составляет около 30 процентов.

Впрочем, по мнению главного экономиста "Центра развития" НИУ "Высшая школа экономики" Валерия Миронова, для развития отечественной индустрии детских товаров, в первую очередь, нужны другие меры.

"Отрасли нужна рабочая сила, надо готовить специальные кадры. Нужны меры государственной поддержки, например, компенсация тех же ставок по кредитам, привлекаемым на модернизацию и развитие производства детских товаров. Дальше рынок уже сам сработает. А если говорить о картах, то для бедных семей с высокой склонностью к потреблению эта мера может быть хороша, как одна из мер. Почему бы и нет", - отметил эксперт.

Мнение

Евгений Владимиров, социолог:

- Для того чтобы создать систему продажи детских товаров по картам в специальных магазинах, нужна широкая сеть самих магазинов, их должно быть не меньше чем отделений почты. Представьте себе, условно говоря, деревню Некрасовка, которая находится за 300-400 километров от среднестатистического областного центра. Какие там могут быть специальные магазины детских товаров? И сколько должна потратить денег мама из этой деревни, чтобы доехать до города и получить те же игрушки по карте? А если представить, что бабушки и дедушки уже обеспечили внука необходимыми детскими товарами на три года вперед, то детское пособие лучше потратить, например, на бассейн для ребенка. Так что в целом эта идея может быть воспринята неоднозначно разными категориями населения.

Кстати

По данным Минпромторга, по итогам прошлого года объем мирового рынка детских товаров достиг 412 миллиардов долларов США, что, например, на 60 процентов больше показателя авиастроительной отрасли.

Прирастая на 10 процентов ежегодно, рынок детских товаров является одним из самых перспективных в мире. И Россия теряет большие деньги, пуская в свои магазины импорт и занимая долю всего в 5 процентах в общемировом объеме "детского рынка".

Доля детских товаров отечественного производства в российской рознице должна быть увеличена к 2020 году с нынешних 20 до 45 процентов, сказано в стратегии развития индустрии детских товаров до 2020 года.