Патриарх Кирилл служил божественную литургию в Пюхтицком монастыре

Сегодня патриарх Кирилл, прибывший с пастырским визитом в Эстонию, служил  божественную литургию в знаменитом Пюхтицком монастыре, где по преданию эстонским пастухам явилась Богоматерь.

Это одно из немногих мест, в котором в советское время не прерывалась женская монашеская традиция. Здесь воспитывают настоятельниц для других православных обителей. Насельницы Пюхтицы (в переводе с эстонского - "святое место") гордятся тем, что в юные годы в монастыре любили бывать два патриарха: Алексий II и Кирилл.

В пастырском слове к верующим во время литургии Патриарх Кирилл отметил особый статус монастыря. Он подчеркнул, что когда в СССР было всего 16 действующих обителей, Пюхтица играла ведущую духовную роль.

Какие только гоненья не пережил монастырь.

"Пюхтицкая обитель была в советские годы наиболее известна и почитаема: сюда приезжали люди со своими скорбями и радостями, - сказал патриарх. - Не могу не вспомнить о своем предшественнике почившем  Алексии II, который особым образом был связан с Эстонией, и со святой Пюхтинской обителью. Когда на волоске висела судьба монастыря, будучи ребенком, я приехал в это святое место со своей мамой".

Святейший рассказал, как монастырь пытались превратить в санаторий. Хитроумный главврач в самые большие церковные праздники пугал монахинь орущим песни репродуктором, мешал им готовиться к Пасхе и молиться. Впрочем, изобретательность проявили и служители церкви. Владыка Алексий (в то время епископ Таллиннский и Эстонский) придумал водить в монастырь иностранные делегации, а потом потрясал заграничными публикациями в высоких кабинетах: этим и спас обитель от закрытия.

Сейчас здесь цветущее, выхоленное трудами монахинь место. Одна из них  - матушка Исидора ( Носова) рассказала "РГ" как проводил свои школьные летние каникулы Володя Гундяев - будущий Патриарх Московский и Всея  Руси.

Мы спускаемся с монастырского холма и через прокошенную в высокой траве дорожку подходим к "домику Патриарха". Это маленькое с крохотными комнатками, обшитое вагонкой строение. Его в 60-е годы снимало у местной эстонки Линды Нурн семья Гундяевых. Тетушка Линда уходила жить в баню, чтобы не мешать многочисленному семейству: на отдых летом в Пюхтицу приезжали отец Михаил, матушка Раиса и трое детей - Елена, Володя и Николай. Здесь же поблизости жили тетя и дядя будущего патриарха, работали в колхозе.

"Монастырь наш трудовой, поэтому все, и Володя в том числе, помогали монахиням. Он работал на скотном дворе, - рассказывает матушка Исидора. - Очень любил лошадей. И других животных. С братом бегали к инокине, у которой было много кошек".

Будущий глава РПЦ не был лишен обычных мальчишеских развлечений. Монахини вспоминают, как он гонял по селу на мотоцикле, бывало, слетал и под обрыв. Впрочем, это не мешало ему много читать, готовиться в семинарию. Из Пюхтицкого монастыря взяв благословение, юноша пошел на постриг.

"Наша блаженная мать Екатерина, - продолжает матушка Исидора, - предсказала Владимиру сан патриарха. Рассказывают, когда брата Николая женили, Володя сказал маме: "А мне готовьте клобук". Та удивилась, а сын отшутился: "Чем под каблук, лучше под клобук"".