Напомним: "двойки" по двум обязательным предметам ЕГЭ разрешают пересдавать только тем, кто на одном из этих экзаменов набрал минимальные необходимые баллы: по русскому языку - 36, по математике - 24. Если фиаско было двойным, то шанса улучшить результаты в этом году уже не будет. Пересдавать придется уже в следующем.
Еще одна волна единого захлестнет страну в июле. Но тогда за парты сядут два - три десятка тысяч абитуриентов, которые окончили школу раньше, а теперь решили получить высшее образование. По сравнению с почти миллионным потоком сдающих экзамены в основные сроки это капля в море.
Пока специалисты подводят общие итоги и статистику выпускной кампании, посмотрим, чем же запомнится ЕГЭ-2013. Во-первых, волной скандалов вокруг выложенных в Интернете ответов на задания. В какой-то момент возникло ощущение, что ЕГЭ будет провален: все всё спишут и дружно получат за свои работы по 100 незаслуженных баллов.
И, во-вторых, относительно низкими результатами, которые частично опровергают опасения в тотальной бесчестности сдававших. После пересдачи "двоек-бананов" по обязательным предметам и перепроверки работ "стобалльников" результаты чуть изменятся. Но предварительно все выглядит так.
В этом году с математикой не справились 7,6 процента экзаменуемых: они не смогли набрать хотя бы 24 балла из 100. При том, что весь банк заданий уже несколько лет открыт, доступен в Интернете и заранее прорешать задачи хотя бы первой, простой, части может каждый. Если выполнить их верно, "тройка" уже гарантирована.
В прошлом году (с учетом пересдачи) математика не далась 5,5 процента участников ЕГЭ, в позапрошлом - 5,9 процента. Если бы действительно шло массовое списывание, им бы в первую очередь занимались как раз слабые ученики. Но они или сдавали честно, или не смогли воспользоваться шпаргалками. При этом средний результат выполнения работы вырос на 4 балла (из 100).
Со вторым обязательным предметом - русским языком - ситуация более оптимистичная. Здесь (без учета пересдачи) с "двойками" остались 2,2 процента участников. В 2012 году столько же было неудовлетворительных оценок уже после пересдачи. А два года назад неудачников (или неучей, как считают организаторы Единого) набралось целых 4,8 процента.
Что тревожит: сейчас почти каждый десятый выпускник (9,8 процента) в стране рискует остаться без школьного аттестата. Конечно, часть из них воспользуется пересдачей и это число сократится. Но чем надо было заниматься 11 лет в школе, чтобы не решить задания по обязательным предметам хотя бы на минимальные баллы? Ведь там не высшая математика и не сложный разбор предложений. Чтобы написать работу на "троечку", выпускнику надо решить задачки для 7-8 класса. Но и это многим оказалось не под силу.
Задание В1 из билета по математике ЕГЭ по математике. Такие и им подобные не смогли выполнить почти 150 000 выпускников школы:
"Одна таблетка лекарства весит 70 мг и содержит 4% активного вещества. Ребенку в возрасте до 6 месяцев врач прописывает 1,05 мг активного вещества на каждый килограмм веса в сутки. Сколько таблеток этого лекарства следует дать ребенку в возрасте пяти месяцев и весом 8 кг в течение суток?"