В то время как Сноуден находится в бегах, опасаясь грозящего ему в США суда и следствия, Ассанж готовится отметить в среду годовщину своей отсидки в укрывшем его посольстве Эквадора в Лондоне. Оба "великих информатора" оказались в капкане, расставленном крайне противоречивым "информационным веком": когда технически скрыть нельзя уже, по сути, ничего, но и раскрывать нельзя по ряду причин многое. Из этого парадокса вытекает и полярно противоположное отношение к разоблачителям секретов: одни видят в них героев-правдоискателей, другие - злостных нарушителей закона. В этом противоречивом статусе пребывают сегодня и Сноуден, и Ассанж. Россия, к примеру, заявила, что готова была бы принять у себя и того, и другого. Британия, напротив, запретила Сноудену въезд на свою территорию, а Ассанжа мечтает с экстерриториальной пяди земли эквадорского посольства в Лондоне выдворить. Однако Эквадор, предоставивший Ассанжу политическое убежище, а также стол и кров в своей лондонской дипмиссии, стоически выдерживает натиск тех, кто требует выдать основателя сети информаторов WikiLeaks.
Cегодня, когда в прославленном лондонском универмаге "Хэрродс" началась сезонная распродажа, пришедший за покупками народ нередко заворачивает к расположенной в тесном соседстве с магазином дипмиссии Эквадора. Любопытствуют и жители, и гости британской столицы: уже не мелькнет ли где в посольском окошке белокурый чуб Ассанжа. И намедни "чуб" мелькнул : Джулиан позировал в окне для фото и телекамер с прибывшим в Лондон министром иностранных дел Эквадора Рикардо Патиньо, которому он энергично пожимал руку. Патиньо прибыл в Лондон для встречи с министром иностранных дел Британии Уильямом Хейгом, с которым требовалось обсудить ситуацию с Ассанжем. Высокий эквадорский дипломат изложил правовую мотивацию того, почему основателю WikiLeaks требуется предоставить беспрепятственный проезд в Эквадор. Британские власти, со своей стороны, напомнили, что Соединенное Королевство юридически обязано выдать Ассанжа Швеции, где его ждут к ответу по обвинениям в преступлениях сексуального характера. И что это обязательство должно быть выполнено.
Именно в силу этих самых обязательств вот уже целый год Ассанжа у ворот посольства стережет британская полиция. Круглосуточный караул Ассанжа уже влетел британскому налогоплательщику в 3 млн. фунтов стерлингов. Поэтому, когда Патиньо на пресс-конференции в Лондоне сообщил журналистам, что основатель WikiLeaks готов, если дело обернется таким образом, прожить в посольстве еще пять лет - у альбионских "счетоводов", должно быть, подкосились от такой перспективы ноги.
На самом же деле ни правительству Эквадора, ни самому Ассанжу столь экстравагантный сценарий радужным не представляется. Джулиан Ассанж в прямом смысле слова задыхается в "застенках" старого посольского особняка, пребывая там, по сути, без воздуха. С учетом хронической болезни легких, которой страдает Ассанж, условия великого сидения здоровья великому информатору не прибавляют. Эквадору тоже очевидно неуютно пребывать в "осаде" британской полиции в подвешенном состоянии. Недавнее сообщение Би-би-си о том, что нынешний посол Эквадора в Лондоне Ана Альбан покидает свой пост, было истолковано британскими комментаторами как явный знак неудовольствия эквадорского МИДа неспособностью Альбан разрешить дипломатический тупик. Предполагают, что смена посла в Лондоне может знаменовать перемену тактики Эквадора в решении проблемы Ассанжа.
Пока же по итогам встречи Хейга и Патиньо в Лондоне решено образовать рабочую группу для поиска дипломатического решения проблемы. Комиссия юристов из Британии и Эквадора будет рассматривать дело Ассанжа на протяжении 15-ти дней. Если же дело не разрешится на двустороннем уровне, Эквадор, по словам, министра иностранных дел Патиньо, не исключает обращения в международные организации. Пока же Патиньо попытался успокоить британцев тем, что в эпопее Ассанжа никаких кульбитов предпринято не будет. Конкретно, высокий дипломат заявил на пресс-конференции, что Джулиан Ассанж выйдет из посольства только через широко открытую дверь, но не будет этого делать тайно никогда.
Однако, покуда Джулиан Ассанж задувает на торте одинокую свечку годовщины своего сидения, на Альбионе не скрывают беспокойства тем, что доведется, не исключено, задувать ему и вторую свечку. Мало кто испытывает сегодня оптимизм по части скорого разрешения дела великого информатора.
Прецедентов, подобных этому, доселе не было. Если же допустить, что разоблачения по типу Ассанжа и Сноудена станут серийными, тогда впору будет задуматься, как наказывать - и стоит ли вообще наказывать - подобных им "пчел", разносящих пыльцу с цветов, а подчас и сорняков безграничного ныне и провокационного своими соблазнами информационного поля интернета.