Этот документ появился в связи с изменениями в федеральном законодательстве. С января 2013 года в России вступили в силу поправки в Жилищный кодекс РФ, в соответствии с которыми полномочия органов государственной власти дополнены полномочиями по проведению капремонта общего имущества многоквартирных домов. Региональный закон - "младший брат" федерального - устанавливает правовые и организационные основы проведения капремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории всего региона.
Напомним, что ключевое положение подобных нормативных актов - норма об обязательных ежемесячных платежах за капремонт, которые с 1 января 2014 года должны будут вносить все собственники квартир и помещений (к примеру, магазинов, открытых на первых этажах), за исключением домов, признанных аварийными. Вторым, не менее важным моментом станет принцип "общего котла": все собранные средства должны поступать в специальный фонд, из которого и будут финансироваться капремонты. Причем этим "котлом" может стать как региональный фонд, управляемый оператором (его назначает региональная исполнительная власть), так и отдельный специальный счет, созданный в рамках объединений собственников по месту жительства, например, ТСЖ, ЖСК. Третий важный момент, пожалуй, вызывает наиболее оживленную дискуссию: капремонты будут происходить в порядке живой очереди по графику, составленному на много лет вперед. То есть ремонт конкретного дома может быть запланирован на 2020 год, но оплачивать будущие работы нужно будет уже сейчас - ежемесячными взносами. Кроме того, предусматривается возможность создания неприкосновенного финансового запаса - он необходим на случай чрезвычайных ситуаций.
И.о. министра топливно-энергетического комплекса и ЖКХ региона Дмитрий Базаров отмечает: ежемесячный взнос собственников составит шесть рублей за квадратный метр площади. Эта сумма - федеральный стандарт, установленный соответствующими решениями, подчеркнул чиновник. Юридический статус регионального оператора определен как некоммерческая организация в форме фонда. В его задачи входит аккумулирование денег и организация капремонтов. Порядок привлечения подрядчиков к работам тоже строго регламентирован.
Согласно законопроекту, собственники до 1 декабря 2013 года должны провести общие собрания и принять решения о способе формирования общедомовой "кассы" на капремонт своего дома. Определен порядок передачи ранее накопленных собственниками средств на счет регионального фонда или спецсчет. То есть если у объединений жильцов уже есть отложенные на капремонт общие деньги, их можно будет внести в "котел". Особо оговаривается, что все деньги - целевые: их можно будет использовать только по назначению.
Поскольку закон принят пока только в первом чтении, некоторые положения и нормы почти неизбежно будут скорректированы или уточнены - об этом говорят даже депутаты, проголосовавшие "за". Например, председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Александр Тягунов, строитель по образованию, просто убежден в этом:
- Сейчас это еще не закон, а концепт, который ко второму чтению предстоит наполнить конкретным содержанием, - пояснил парламентарий корреспонденту "РГ". - К примеру, лично я пока не знаю, как и кто будет определять состояние дома перед капремонтом, каковы критерии постановки в очередь на ремонт - над этим нам еще предстоит поработать. Кстати, предложения граждан также будут учитываться.
Впрочем, комментируя документ, замглавы администрации Твери Геннадий Ломака отметил, что "такого системного подхода к теме капитального ремонта жилого фонда ранее не было ни в одном другом нормативно-правовом акте".
- Важно также, что в проекте четко обозначены полномочия Тверской области по контролю за расходованием финансов при выполнении капремонта, - добавил чиновник. - На мой взгляд, создание регионального фонда позволит расходовать деньги максимально эффективно и отслеживать каждый потраченный рубль.
Свой взгляд и у представителей жилищно-коммунального бизнеса. Генеральный директор одной из управляющих компаний Твери Корюн Лазян сообщил, что закон можно было бы безболезненно применить на практике, если бы не было столько домов, требующих капремонта:
- Собрать деньги не проблема. Проблема - в том, что жители не будут знать, когда их дом начнут ремонтировать, - поделился он своими соображениями. - Мне мало верится, что такое большое количество домов можно будет охватить капремонтом, но я, разумеется, заинтересован в том, чтобы дома, которыми мы управляем, были отремонтированы, так как это снизит затраты на их содержание.
А вот руководителю Тверской областной правозащитной общественной организации "Качество жизни" Елене Юлегиной непонятно, как в дальнейшем, после вступления закона в силу, будут организовываться капремонты с участием бюджетных денег (по ее мнению, государство должно продолжать выделять их) и как впишутся в новую систему муниципальные программы капремонта. Тем не менее, общественница отмечает, что у закона есть и немало плюсов. Главный из них - это возможность выбирать: проводить ли ремонт в централизованном (очередном) порядке через регионального оператора или самим собирать деньги на спецсчете.
- Несмотря на все очевидные минусы, я гарантирую вам: через пять-шесть лет после вступления закона в силу в Твери не останется ни одного неотремонтированного дома из тех, что управляются жителями самостоятельно, - отметила она.
Так или иначе, у народных избранников еще есть время, чтобы прислушаться к экспертным мнениям и сделать закон максимально работающим.
Тем временем
Правление государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" одобрило заявку Смоленской области на предоставление финансовой поддержки в объеме 360 миллионов рублей для проведения капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Большая часть указанной суммы - 277 миллионов - средства, сэкономленные при реализации предыдущих программ. Из бюджета области в порядке софинансирования будет выделено 130,5 миллиона рублей. Средства будут направлены на проведение капитального ремонта 45 многоквартирных домов, расположенных на территории 17 муниципальных образований, что позволит улучшить условия жизни 5432 человек. Кроме того, предполагается расселить 42 аварийных дома в семи муниципалитетах и предоставить новые квартиры 552 гражданам. В общей сложности в 2013-2015 годах Смоленская область получит из средств Фонда один миллиард рублей. При этом 715,2 миллиона будут использованы для переселения граждан из аварийного жилья, 154,8 - на капитальный ремонт многоквартирных домов и 113,2 миллиона - на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.