Интенсивная градостроительная деятельность сегодня возможна c максимальным использованием современных технологий и материалов, а также при достаточном обеспечении отрасли инженерами и рабочими соответствующего уровня. Но одним из главных факторов развития строительной отрасли является благоприятная инвестиционная среда. Оценивая состояния этих основополагающих факторов, можно констатировать, что на среднесрочную перспективу ожидать бурных темпов роста строительства в России не приходится, несмотря на то что в 2012 году по объему работ мы перекрыли показатели докризисного периода. Но по мере завершения олимпийских объектов, а также сокращения бюджетного финансирования для строительства по госзаказу удержать положительную динамику будет непросто.
Перед строительной отраслью в настоящий момент стоят следующие проблемы:
- существующая система налогообложения не стимулирует органы местного самоуправления к привлечению инвестиций на свою территорию;
- административные барьеры в регионах в части земельных и имущественных отношений и строительства;
- отсутствие внятного понимания ценообразования в условиях современных подходов к бюджетированию.
Сегодня наблюдается острый дефицит объектов всех сфер строительства, а потенциал инвестирования в российскую стройку огромный. Пока он является невостребованным, потому что под эгидой либерализации экономики на рынке по-прежнему остается большое количество неадминистрируемых рисков. Тем не менее у нас есть институт саморегулирования, благодаря которому возможно если не коренным образом поменять ситуацию на данном этапе, то по крайней мере начать двигаться вперед и изменять к лучшему ситуацию в строительной отрасли. В этой связи крайне актуальной для нас остается проблема недобросовестных участников в системе саморегулирования, беззастенчиво торгующих свидетельствами о допуске на строительные виды работ. Считаю, что такая деятельность отрицательно сказывается как на саморегулировании в целом, так и на строительной отрасли.
Саморегулируемые организации должны четко осознать, что важно не просто выдать допуск на рынок и собрать взносы, а в первую очередь использовать свой профессиональный и управленческий ресурс для выработки решений по развитию отрасли и отвечать за качество и безопасность строительства. Эта задача стоит перед всем Национальным объединением строителей и его членами.
Что касается решений проблем отрасли, то их нужно искать не только в законодательном урегулировании. Мы сами видим, что проблема не в федеральном законодательстве, она возникает при реализации законов на местах. Градостроительный кодекс регламентирует все основные вопросы в части градостроительной деятельности: разработку градостроительной документации, подготовку земельных участков для строительства, планировку территорий, подключение построенных объектов к сетям, получение технических условий и т.д. Но мониторинг административных барьеров показал, что избыточных процедур на федеральном уровне немного, а все проблемы возникают благодаря нормотворчеству местных чиновников.
В ближайшее время НОСТРОЙ приступит ко второму раунду исследования административных барьеров, который позволит выявить основные негативные тенденции в "местном" законотворчестве, а также составить рейтинг инвестиционной привлекательности и открытости 45 российских городов. Кроме того, мы ожидаем принятия перечня исчерпывающих административных процедур в строительстве на федеральном уровне. Когда этот документ будет введен в действие, чиновники на местах лишатся возможности чинить дополнительные препоны строителям по собственной инициативе. Строители и инвесторы от этого только выиграют, потому что процесс получения и согласования документации станет понятнее и проще. Этот документ уже согласован со всеми сторонами, принимающими решения на государственном уровне. Теперь необходимо законодательно установить полномочия правительства РФ утверждать подобного рода документы. Мы надеемся, что соответствующее решение будет принято в ближайшее время.
Я убежден, что развитие строительной отрасли может стать одним из ключевых приоритетов государственной политики в нашей стране. Сегодня отрасль загружена лишь на 60%, несмотря на то что наша страна испытывает дефицит доступного жилья, инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры. Мы готовы решить эти государственные задачи, для этого нужны единые и понятные правила игры на строительном рынке. Здесь для строительной отрасли решающим остается вопрос создания эффективной контрактной системы, в условиях действия которой у фирм-посредников, не способных обеспечить необходимое качество и сроки выполнения, будет отсутствовать возможность участия в торгах на строительные подряды.
Национальное объединение строителей неоднократно обращалось с просьбой предусмотреть положения о введении института предквалификации для участников процедур закупок на строительные работы. Тем не менее для стройки не стали делать исключений, и наши предложения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не вошли. Вместе с тем мы надеемся, что наши предложения будут учтены при разработках подзаконных актов. Теперь в соответствии с планом мероприятий по реализации закона, утвержденным правительством Российской Федерации, до конца года должны быть приняты 37 постановлений, регулирующих отдельные требования и порядок размещения заказа на поставку товаров, работ и услуг. Национальное объединение строителей примет участие в разработке этих подзаконных актов.