В 2013 году рынок ИТ-аутсорсинга вырастет на 17 процентов

На днях в Санкт-Петербурге прошла международная практическая конференция "Россия в глобальной экономике XXI века: развитие индустрии услуг и аутсорсинга", которая состоялась в рамках европейского турне EuroWeek 2013 Международной ассоциации профессионалов в области аутсорсинга IAOP. На мероприятии представители бизнес-сообщества обсудили тренды и перспективы развития индустрии услуг и аутсорсинга, ее экономическую и социальную значимость.

ИТ-аутсорсинг - одна из перспективных и быстро развивающихся отраслей экономики в глобальном масштабе. С расширением бизнеса и усилением конкуренции бизнес все чаще отказывается от инвестиций в непрофильные направления. В том числе от самостоятельного построения и поддержания ИТ-инфраструктуры. Профессиональный ИТ-аутсорсинг позволяет оптимизировать капитальные и операционные затраты, бизнес-процессы, создает для компаний уникальные конкурентные преимущества, связанные с применением новейших подходов к развитию такой важной и во многом критичной для бизнеса части, как ИТ.

Начав свое становление в США, а с середины 1990-х годов в Европе, сегодня ИТ-аутсорсинг завоевывает все более сильные позиции в России. С каждым годом увеличивается его доля на рынке ИТ-услуг. Наибольшее количество крупных аутсорсинговых контрактов сейчас сконцентрировано в Европе. Сокращение объема мирового, в том числе и европейского, рынка ИТ-аутсорсинга после экономического кризиса, по мнению аналитиков, незначительно повлияло в целом на активность на рынке - она остается высокой.

Согласно исследованию, проведенному Forrester Research, мировой объем рынка ИТ-аутсорсинга в 2012 году составил 385 млрд долларов. В 2013 году прогнозируется, что он вырастет на 6%. Российский рынок ИТ-аутсорсинга пока несопоставим по масштабам с рынками Европы и США. Однако сегодня он является лидером по темпам роста в глобальном масштабе. И если на Западе показатели роста рынка находятся в отрицательной зоне, то в России рынок в оптимистичном "плюсе". Динамично растут как рынок ИТ-аутсорсинга, так и рынок ИТ-услуг в целом, что создает для экономики потенциал перехода к более высокому уровню ведения бизнеса, сосредоточенного на своих основных задачах.

По итогам 2012 года рост рынка ИТ-аутсорсинга в России составил 15%. Ожидается, что и в 2013 году он продолжит расти такими же высокими темпами - от 15 до 17%. Ключевыми заказчиками услуг остаются в первую очередь крупные территориально распределенные компании, в том числе федерального уровня. Это ретейл (более 30%), финансовый сектор (17,5%), телеком (12-15%), государственные структуры (11,3%), ТЭК. Сегодня 37% крупных игроков российского бизнеса в корпоративном сегменте пользуются услугами ИТ-аутсорсинга. При этом две-три из них планируют в будущем увеличить финансирование ИТ-услуг и предоставить больше полномочий внешним подрядчикам.

Российский ИТ-аутсорсинг только в начале пути. Рынок комплексных услуг, когда минимальному количеству подрядчиков передается решение всех задач от обслуживания отдельных видов оборудования до поддержания эффективной работы целых объектов - магазинов, офисов, складов, банковских отделений, объектов телекома и т. д. - только начинает формироваться в нашей стране. Тем не менее значительная часть отечественных заказчиков уже готова поручить аутсорсерам не только самые простые и "безопасные" задачи, такие как обслуживание отдельных видов ИТ-оборудования и сопутствующей инфраструктуры, но и передает на аутсорсинг обслуживание критичных бизнес-систем. И хотя вплоть до сегодняшнего дня рынок в основном представлен небольшими региональными поставщиками услуг или специализированными под-разделениями крупных компаний-интеграторов, способными предоставить достаточно узкий набор услуг или работающими на ограниченной территории, постепенно стали появляться компании, деятельность которых полностью сосредоточена на ИТ-аутсорсинге. Такие компании имеют широкую линейку услуг и географическое покрытие, вкладывают значительные инвестиции в развитие собственных ресурсов.

Крупным территориально распределенным компаниям точечных услуг сегодня уже недостаточно. Бизнес требует максимально эффективного подхода не только к внутренним бизнес-процессам, но и к управлению услугами внешних подрядчиков. Поэтому компании всех отраслей все больше ориентируются на сотрудничество с минимальным числом подрядчиков, работающих по принципу "одного окна" и готовых предоставить максимальный набор услуг на всей территории России. Подобных аутсорсеров в нашей стране сегодня немного, тем более таких, кто способен реализовывать комплексные проекты федерального масштаба, основываясь на собственных ресурсах. Ведь для выполнения подобных проектов требуется аккумулировать ресурсы огромного масштаба, на это необходимо время и инвестиции.

Тем не менее рост спроса на качественный комплексный ИТ-аутсорсинг в России способствует стремительному развитию компаний - поставщиков услуг. Крупные провайдеры стараются как минимум соответствовать потребностям заказчиков, как максимум - предвосхищать запросы целевой аудитории. Работа в режиме "одного окна", комплексные проекты федерального масштаба в формате "все включено" и другие тренды успешно реализуются лидерами рынка. Кроме того, российские аутсорсеры стремятся перенимать лучшие западные практики, накопленные ведущими международными компаниями, постоянно работают над повышением качества услуг. И хотя наш рынок, по оценкам экспертов, отстает от западного не менее чем на 5-10 лет, очевидно, что он идет по пути не только количественного, но и качественного роста и постепенно движется к переходу от обслуживания "железа" к комплексному аутсорсингу западного образца - аутсорсингу бизнес-процессов.