17.06.2013 23:40
    Поделиться

    76 процентов компаний следят за опозданиями сотрудников

    Бизнесу тоже нужна трудовая дисциплина
    Турникеты с электронной системой контроля за входом-выходом сотрудников пришли на смену строгому дядьке-вахтеру и доске с индивидуальными номерками на проходной. Но смысл все тот же - неусыпный контроль за тем, чтобы работники не опаздывали и не сбегали раньше времени со своих рабочих мест. А в некоторых конторах даже сохранился старый советский знакомый - журнал "внутренних командировок", в котором надо заполнить графы "убыл-прибыл".

    Исследовательский центр портала Работа@Mail.Ru провел опрос и выяснил, что контроль сотрудников на входе существует у 76% компаний. Чаще всего это электронная карта или традиционный пропуск-корочка, но некоторые уже применяют и сканер отпечатков пальцев (3%). Если выясняется, что сотрудник опоздал, в половине компаний с него требуют написать объяснительную записку, еще примерно стольким же объявляют замечание, почти в каждой третьей компании опоздавшему придется отработать прогулянные часы. Но в 15% компаний таких нерадивых сотрудников штрафуют, а 4% даже объявляют выговор. Вообще ничего не предпринимают лишь 5% самых либеральных работодателей.

    Оправдывают ли себя строгие правила контроля за рабочим временем? В 46% компаний отмечают, что после введения этой системы сотрудники стали реже опаздывать.

    А что делать, если на работу сотрудник пришел вовремя, но... забыл или потерял пропуск? В большинстве организаций (57%) таким растяпам выдают временный, в 36% вообще можно пройти по любому документу, в каждой десятой разрешают пройти по пропуску коллеги. И лишь 4% сотрудников приходится возвращаться за пропуском домой или опять же писать объяснительную.

    Конечно, рабочее время должно принадлежать работе. Однако если в компании принято злоупотреблять личным временем сотрудников, задерживать их по окончанию рабочего дня или нагружать выполнением заданий на выходные, то трудно ждать особой лояльности и от них - они всегда найдут возможность "уплотнить" свой график в пользу свободного времени.

    Понимая это, во многих компаниях на Западе, например, вводят иной принцип планирования рабочего времени - проблемный. То есть: вот задача, а вот норматив времени на ее выполнение. Справился раньше - свободен. Не справился - работай хоть ночью, но дома. Потому что сверхурочный труд в офисе должен оплачиваться по повышенному тарифу, а это владельцам компании невыгодно.

    - В Германии, например, на многих предприятиях принят плавающий график работы, - рассказывает жительница Гамбурга Татьяна Шульц. - Хочешь, работай с 6 утра, хочешь, приходи к 12, но продолжительность рабочего дня остается стандартной. Это удобно в разных случаях - для мам, для любителей спорта и т.д. А летом вообще большинство начинает работать ранним утром, зато после обеда можно пойти на пляж или в спортклуб.

    Ясно, что все режимные строгости предназначены рядовым сотрудникам. А следят ли за рабочим временем топ-менеджеров в компаниях с жестким рабочим распорядком?

    - Электронный пропуск - "гаджет", уравнивающий топ-менеджмент с линейным персоналом, - считает руководитель департамента "Финансы, бухгалтерия, аудит" рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Анастасия Егунова. - Обычно в компаниях учет рабочего времени ведется одинаково для всех без исключения. Но чем выше позиция сотрудника, тем гибче его график и ненормированней - рабочий день. К примеру, финансовый директор в период отчетов может чуть ли не ночевать в офисе. Кроме того, он ездит на переговоры с представителями различных финансовых организаций, в банк и т.п. Так что ему быть на рабочем месте "от и до" не только невозможно, но и губительно для результатов бизнеса.

    Поделиться