После того как будут внесены предложенные специалистами поправки, документ опубликуют, чтобы любой желающий мог с ним ознакомиться и высказать свое отношение. К октябрю, согласно заявленным планам, должен выкристаллизоваться итоговый вариант концепции. Его утвердят и объявят конкурс на написание учебника по этому "лекалу".
- Я думаю, учебников будет несколько, два или три, - сообщил один из авторов концепции депутат Госдумы Александр Дегтярев. - Мы постарались избавить наш документ и будущие учебники от излишков идеологии. Вместо этого там будет удобно структурированный рассказ о том, как жили люди в разное время в разных странах.
Идея создания единого учебника по истории возникла, когда сравнили книги, используемые в разных школах и городах. Выяснилось, что каждая из них рассказывает о какой-то своей стране, хотя все они называются "История России". Материал излагается совершенно по-разному. Историческим деятелям даются кардинально разные оценки. Где-то, как считают эксперты, проскальзывают мифы и заведомо ложные измышления. В результате выпускники разных школ выходят в жизнь с полярными представлениями о прошлом своей страны. Авторы единой концепции уверяют, что единственная стоявшая перед ними задача заключалась в том, чтобы избавить учебники от таких противоречий.
- Ученым поручили разработать общую концепцию, чтобы потом педагоги на ее основе создали линейку учебных пособий: книги для учеников и учителей, дидактические и наглядные пособия, мультимедиа приложения, - продолжил Дегтярев. - Наше общество и так расколото на красных и белых. Задача школьного курса истории - принести ребятам позитивное восприятие прошлого своей страны, чтобы они могли жить в открытом мире и при этом быть патриотами.
Формулировка очень коварная, но разработчики концепции уверяют, что никакого подвоха здесь нет. Как пример приводят описание революции и гражданской войны. Мол, не надо искать плохих и хороших. И на одной стороне, и на другой были патриоты, просто они по-разному понимали, как будет лучше для страны. И именно из-за этих противоречий случилась трагедия, от которой пострадали все.
- Учебники, которые сейчас есть в школах, сильно перегружены, столько выучить невозможно, - объясняет учитель истории, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Людмила Бокова. - Мы предлагаем систематизировать материал, сделать его более компактным и удобным для освоения. И еще в школьный курс истории надо обязательно ввести наиболее популярные мифы. Чтобы ребята о них знали и учились отличать правду от вымысла.
Предполагается преподавать историю с точки зрения жизни простых людей. То есть сделать акцент не на политике, а на повседневности. И через рассказ о людях и их взаимоотношениях объяснять политические процессы, которые в это время происходили в обществе в ту или иную эпоху.