Новости

21.06.2013 00:12
Рубрика: Культура

Июньский марафон

"РГ" поможет вам ориентироваться в лабиринтах 35-го ММКФ
35-й Московский кинофестиваль - это 30 программ, в которых покажут около 350 фильмов. Не считая обширной программы российского кино. Это все - за девять дней. Понятно, что никакой энтузиаст не в состоянии посмотреть и половины. Во весь рост встает проблема выбора. Наша задача - максимально ее вам облегчить, помочь ориентироваться в фестивальной афише.

Конечно, наш выбор, как любой другой, субъективен, но ведь и за вами есть право выбрать советчика. Так что довериться или нет нашему вкусу и нашему знанию - уже ваше решение.

Мы вообще не рассматриваем программы уровня "Диких ночей" или "Секс, еда, культура, смерть" - мне не нравится ни качество фильмов, ни идея этих странных программ, паразитирующих на интересе к патологиям. Да ведь и сам программный директор Кирилл Разлогов заявил, что в "Диких ночах" собраны фильмы, которые нельзя смотреть, - это правда.

Во главе всего, как всегда, конкурс. В нем, по моим прогнозам, нет шедевров, но есть хорошие фильмы. Самый отрадный для меня (хотя и самый "мейнстримовский") - "Spaghetti story". Это комедия, крайне редкий гость на ММКФ. Смешная, молодая и талантливая, что еще реже. Диалоги картины блестящи, характеры наследуют традициям Де Сики и Джерми, актеры так обаятельны, какими умеют быть только итальянцы. Режиссер-дебютант Чиро Де Каро раньше снимал короткометражки, что чувствуется в динамизме картины, в "рваном" монтаже - его счастливом "ноу-хау". И он умудрился даже в нынешнем искушенном кино предложить свежий современный стиль, подход, язык, юмор. "Октябрь", зал 1, 23 июня (16.30), зал 7, 25 (15.30).

Из трех российских конкурсных картин рекомендую "Роль" Константина Лопушанского. Очень серьезный режиссер, философ и музыкант, придумал историю о знаменитом русском актере 20-х годов, одержимом идеями Серебряного века. Герою кажется интересной задача прожить чужую жизнь как роль - уже в реальности. Но реальность нельзя выбрать, как пьесу, играть придется в антураже гражданской войны. В главной роли неповторимый Максим Суханов. "Октябрь", зал 1, 25 (19.30) и зал 9, 27 (16.15).

Интересен бразильский фильм "Чужие воспоминания" - на больную для многих стран тему переоценки недавнего прошлого, юношеских революционных порывов, увлечений идеями коммунизма и попыток изменить мир. Режиссер Люсия Мурат - из генерации тех самых бунтарей, в годы диктатуры входила в организацию боевиков, поплатившись за это свободой. В центральном образе она выводит свою соратницу по борьбе Веру. Хотя фильм переусложнен по композиции, в нем великолепны актеры, и чувствуется, что это высказывание для режиссера необходимое и выстраданное - в нем боль поколения. "Октябрь", зал 1, 27 (17.00) и зал 7, 29 (17.00).

Премии "Коллаж" на международном фестивале в Чонджу удостоен дебют режиссера Чон Ёнхён "Ливанские страсти" ("Октябрь", зал 1, 22, 19.30 и зал 9, 24, 15.30). Один из многочисленных на ММКФ-13 полицейских триллеров "Другая жизнь Ришара Кемпа" Жерминаля Альваре (Франция) интригует фабульным ходом с серией убийств, совершенных с разрывом в несколько десятилетий, элементами фантастики и перебросками во времени ("Октябрь", зал 1, 21, 19.30 и зал 4, 23, 14.30). Полицейский беспредел - в рекордно депрессивном грузинском триллере "Беспредел" Арчила Кавтарадзе. Над фильмом явственно витает тень "Полночного экспресса" Алана Паркера - натуралистической драмы о нравах турецкой тюрьмы. Сюжет даже внешне идет за Паркером: героя, по случаю сбившего людей, практически уничтожают в этом вертепе беззакония, где уже нет ни тени человеческого ("Октябрь", зал 1, 26, 17.00 и зал 9, 28, 16.30).

Готовьтесь к тому,  что в программах так много людей в коме, полицейского произвола, больничных палат и дорожных инцидентов, что иногда кажется, ты смотришь бесконечное продолжение одного и того же фильма. Зато, как всегда на ММКФ, весьма разнообразны предпочтения персонажей и формы их сексуального общения.

Программа Гала-премьер, по определению собирающая фильмы-события, на этот раз выглядит бедной. В ней последняя работа классика французского кино 80-летнего Коста-Гавраса, подобие политического памфлета "Капитал", получившее в мире более чем сокрушительную прессу ("Октябрь", зал 1, 21, 22.00). И довольно много разнокалиберных российских картин, которые выдают желание отборщиков взять если не качеством, то количеством.

В серии Специальных показов опять-таки российские фильмы разных лет. ММКФ отдает дань памяти ушедшего из жизни Петра Тодоровского показом его ранней картины "Верность", и Алексея Балабанова ("Замок"). А из зарубежных лент стоит посмотреть фильм иранского ветерана Мохсена Махмальбафа "Садовник" - сюрреалистический экскурс в сознание последователей бахаизма, пытающийся притвориться документальным кино. В фильме снимались сам Мохсен Махмальбаф и его сын Майсам ("Октябрь", зал 4, 24, 22.00 и зал 9, 29, 16.00).

В программе "Вокруг света" - новая работа Джузеппе Торнаторе "Лучшее предложение" с Джеффри Рашем - триллер, который зарубежная печать характеризует как "любопытный, но решительно разочаровывающий" ("Октябрь, зал 1, 24, 22.00), сюрреалистическая драма Мишеля Гондри "Пена дней" по роману Бориса Виана о девушке с цветочком в легких, ее играет Одри Тату ("Октябрь", зал 1, 25, 22.30). Любопытны психологический триллер о параноидальном вояке-националисте "Последний этаж" Тадеуша Кроля ("Октябрь", зал 7, 22, 18.00 и зал 10, 24, 19.30) и опять-таки сюрреалистическая история из жизни бродячего цирка "Утренняя звезда" Софи Блонди, которую стоит смотреть уже из-за Дени Лавана в главной роли ("Октябрь", зал 4, 22, 22.00, зал 5, 21, 19.45 и зал 7, 29, 14.45). Здесь также французский фильм Жака Браля "Черный тебе к лицу", где трактуется новейшая проблема, носить или не носить хиджаб иранской молодухе во Франции. Он имеет необыкновенно низкий рейтинг на IMDB - столь провокационно, столь интригующе низкий, что картину явно стоит на всякий случай посмотреть ("Октябрь", зал 4, 22, 17.30 и зал 9, 24, 18.00).

В традиционной авторской программе Петра Шепотинника "Восемь с половиной" две из наиболее натуралистичных картин последнего Каннского фестиваля - "Боргман" Алекса ван Вармердама, у нас он идет под названием "Возмутитель спокойствия" ("Октябрь", зал 1, 27, 22.00) и "Эли" Амата Эскаланте, взявшего приз за режиссуру ("Октябрь", зал 5, 24, 22.15 и зал 7, 23, 22.30), а также увенчанный призом за лучший сценарий социальный триллер Цзя Чжанке "Прикосновение греха" - четыре новеллы о всепроникающей коррупции за кулисами "китайского чуда" ("Октябрь", зал 1, 22, 22.30) и зал 9, 25, 22.15). Все эти картины, предупреждаю, смотреть довольно трудно из-за крайне жестоких сцен.

В программе документальных фильмов "Свободная мысль" одна их самых зрелищных, но и остро драматичных картин - "Черный плавник" (в оригинале - Blackfish). Это история 6-тонной касатки по имени Тиликум, которая нежна, грациозна, проявляет все признаки высокого интеллекта - очаровательное создание, выступавшее в океанариумах Виктории и Орландо. Но на ее счету уже три убийства - все три жертвы ее тренеры. Последняя случилась в 2010 году, когда она раздавила свою дрессировщицу Даун Браншо прямо на глазах оцепеневшей публики. Режиссер фильма Габриэла Каупертвэйте установила камеры наблюдения во многих аквапарках  мира, и ей удалось собрать леденящую кровь коллекцию трагических случаев с касатками-артистами, выявляющую некоторые закономерности и ставящую под сомнение само существование популярных океанариумов с этими опасными шоу. "Октябрь", зал 2, 26 июня, 17.00 и зал 5, 27 июня, 14.00.

Фестиваль наконец-то соберет вместе всю грандиозную по замаху "райскую" трилогию Ульриха Зайдля: "Любовь", "Вера" и "Надежда", где заявленные в названиях понятия нужно понимать с жирным знаком "минус": надежда не оставляет надежды, любовь становится карикатурой на себя, а слепая вера убивает в человеке человека. Трилогия пойдет в кинотеатре "Октябрь", зал 9, 28-го в 18.30, 20.30 и 23.00 - стоит набраться храбрости и посмотреть все три фильма.

Хорошо бы хватило времени на очень интересную ретроспективу "Сталинградская битва. Победители и побежденные", где, кроме известных советских лент, представлена точка зрения на события с немецкой стороны: "Врач из Сталинграда" и "Собаки, вы хотите жить вечно?" сняты в Германии в конце 50-х. Заново посмотреть или впервые увидеть все эти фильмы - значит заново осмыслить происшедшую историческую трагедию ("Октябрь", зал 3).

Есть несколько классических шедевров, которые нельзя пропустить, в программе "Золотая коллекция "ХХ век Фокс". Это прежде всего "Все о Еве" Джозефа Манкевича - блистательная, с разящими диалогами, драма театральных интриг с незабываемой Бетт Дэвис в роли стареющей бродвейской звезды, утонченно азартной актерской командой и Мэрилин Монро в одном из ее первых появлений на экране ("Октябрь", зал 6, 21, 19.00). И это самый высокобюджетный по тем временам мюзикл Джерри Хермана "Хелло, Долли!", осуществленный Джином Келли с Барброй Стрейзанд в заглавной роли и Луи Армстронгом в музыкальном камео. Шикарная хореография, шикарные костюмы, шикарное послевкусие ("Октябрь", зал 6, 24, 16.00).

Не нуждается в представлении и итальянский классик Бернардо Бертолуччи, в ретроспективе которого фестиваль покажет 12 лучших работ. Режиссер умный, тонкий, рационалистичный, но при этом весьма романтичный. Мы сможем отследить его бунтарскую юность, когда он увлекался идеями коммунизма, заново оценить его самый скандальный, едва не обрушивший его карьеру фильм "Последнее танго в Париже", снова подивиться отваге режиссера в многочасовой саге "ХХ век" и заполнить некоторые лакуны в своей эрудиции. Ретроспектива пройдет в кинотеатрах "Октябрь", "Иллюзион" и в летнем "Пионере".

Фестиваль, как объявлено, закроется премьерой фильма Ираклия Квирикадзе "Распутин" с Жераром Депардье в заглавной роли - о событиях столетней давности, приведших Российскую империю к трагическому крушению. В картине снимались Фанни Ардан в роли императрицы Александры Федоровны, Ксения Раппопорт в роли Марии Головиной, Анна Михалкова в роли Анны Вырубовой, Владимир Машков в роли Николая II и Данила Козловский - великий царевич Дмитрий. Так, повторяю, объявлено. Странность и необъяснимость случая в том, что еще в 2011 году во Франции был сделан не слишком удачный телефильм с тем же составом актеров, но с режиссурой Жозе Дайан и по сценарию Венсана Фарго и Филиппа Бессона; имя Ираклия Квирикадзе в этом фильме не числится вообще. Картина давно есть в Интернете, ее посмотрели уже многие тысячи пользователей. Как объясняет отборочная комиссия, Ираклий Квирикадзе перемонтировал фильм. Что получилось в итоге - покажет заключительная церемония 29 июня.

 

 
Видео: Виктор Васенин/РГ

Открылся Московский кинофестиваль

На пресс-брифинге с журналистами Михалков отметил, что конкурсная программа фестиваля до сих пор остается самым уязвимым моментом, поскольку на ММКФ отбираются лишь премьерные картины, а таковых хорошего уровня после того, как проходят фестивали в Канне, Венеции и Берлине практически не остается.

- Я тут был председателем жюри пекинского кинофестиваля и посмотрел 16 отличнейших картин, после чего даже позвонил Кириллу Разлогову (отборщик ММКФ, - прим. ред), со словами, как же так, как им удалось набрать такой сильный конкурс? Но Разлогов меня уверил, что все эти картины уже были в прокате или на других фестивалях, поэтому для нас не годятся. И, по словам Разлогова, которым у меня нет повода не доверять, конкурс на ММКФ уже давно приблизился к уровню, скажем, берлинского кинофестиваля.

Открытие ММКФ в этот раз снова было решено провести в кинотеатре "Пушкинский". Это, как считает Михалков, позволяет красиво показать в телетрансляции проход гостей по ковровой дорожке, преподнести яркое театрализованное представление на сцене. Правда, Михалков не отрицает, что гостям церемонии в зале будет не совсем удобно, зато "их не придется гнать по красной дорожке, как быков". Такая ассоциация родилась у Никиты Михалкова на открытии ММКФ год назад. Тогда церемония проходила в кинотеатре "Октябрь".

По поводу приезда в рамках фестиваля Брэда Питта Никита Михалков особого восторга не выказал, назвав визит целесообразным.

- Кино - это бизнес, - сказал Михалков. - Брэд Питт представляет в рамках ММКФ европейскую премьеру фильма "Война миров Z", что для фестиваля престижно, приятно и полезно. Это подчеркивает, что среди серьезных прокатчиков фестиваль расценивается как благоприятная площадка для старта релиза.

Рассказал Никита Михалков и о судьбе своей новой картины "Солнечный удар". Сейчас идет работа над монтажом полнометражной версии и 4-х серийного телеварианта.

- Мне интересно делать это кино, я работаю со своей любимой группой, я не тороплюсь, - говорит Михалков. - От сценария и до сегодняшнего дня я нахожусь в состоянии непрерывного творческого возбуждения. Хотя, признаю, приходилось трудно. Особенно сложно было найти колесный пароход. Есть только один, "Николай Васильевич Гоголь", и он ходит по Северной Двине. Но как снимать там, на Двине, летнюю Волгу? Это абсурд. В итоге мы снимали фильм на женевском озере, а сейчас занимаемся тем, что соединяем все фоны с русской натурой.

В ходе пресс-брифинга был затронут вопрос пиратства. Никита Михалков высказался в поддержку закона о борьбе с незаконным распространением видео-продукции:

- В год мимо государства и правообладателей проходит 4 млрд. рублей. Почему? Это несправедливо. Кажется в Германии гражданина оштрафовали только за то, что он выложил съемку ДТП с видеорегистратора, на которой фоном играло радио и звучала защищенная авторскими правами песня. То есть, в мире уже давно к пиратству относятся более чем серьезно, а у нас в стране пиратское скачивание год от года растет в геометрической прогрессии. Однако боюсь, что закон этот останется только законом. Хотел бы, чтобы он имел реальные последствия, чтобы его исполнение отслеживалось.

Президента ММКФ спросили о том, как он относится к инициативе о борьбе с манипуляцией историческими фактами в кинематографе. Михалков считает, что "художественное произведение нужно судить только по тем законам, по которым оно было сделано":

- После "Утомленных Солнцем 2" на меня обрушился шквал обвинений в исторической неправде. Но ведь это кино - притча, сказка. Я согласен с тем, что нужно скорректировать глумление над историей. Не нужно разрушать историю. Например, когда снимают фильмы про Ивана Грозного, то всегда забывают, что он был грандиозным собирателем страны, выдающимся деятелем своего времени, показывают лишь его слабости. Или взять Достоевского: всегда выдвигают его излом, а не сострадание и покаяние. Но мне бы и не хотелось, чтобы сценарии писали, скажем, военные историки, - получится сухо. А история должна восприниматься интересно, должна волновать.

Традиционно был поднят и вопрос о фестивальном Центре. Никита Михалков рассказал, что место под строительство выделено, оно находится не в самих "Лужниках", а за теннисными кортами, в промышленной зоне, которая будет перестроена. У Центра будет выход к реке, что позволит красиво привозить гостей фестиваля на кораблике.

Михалков порадовался и тому факту, что, по его словам, кинозалы главной фестивальной площадки - кинотеатра "Октябрь" - каждый год забиты до отказа, особенно это касается показа конкурсных фильмов.

- Зрители смотрят, активно голосуют за фильмы, у нас на фестивале - заинтересованная и интеллигентная публика, что во многом определяет уровень ММКФ, - сказал Михалков.

В этом году на фестивале не присутствует конкурс "Перспективы", в который обычно попадали фильмы молодых режиссеров. По словам Михалкова, такое решение было принято отборщиками фестиваля, "Перспективы" оказались бесперспективными, по крайней мере, не такими актуальными, как документальное кино, которое - выделено в отдельный конкурс.

Среди внеконкурсных программ президент фестиваля особое внимание обратил на ретроспективу фильмов Бертолуччи, сказав, что с удовольствием пересмотрел бы их все, особенно "Последнее танго в Париже" и "Луну". Михалков призвал сходить и на "Португальскую эйфорию", и на спецпрограмму, посвященную 75-летию Рудольфа Нуриева, и на программу "Сталинградская битва", в которой отражены и российский, и немецкий взгляды на переломный в ходе войны момент.

Особо Михалков отметил показы фильмов Коста-Гавраса, греческого режиссера, удостоенного спецприза 35-го ММКФ за вклад в кинематограф.

- Коста-Гаврас снимал кино культовое, революционное в своем взгляде на общественные и политические события, - считает Никита Михалков.

Президент фестиваля рассказал и о том, что ММКФ должен стать отправной площадкой для молодых сценаристов, плацдармом для того, чтобы по их идеям снималось кино. В рамках фестиваля пройдет конкурс сценариев, свои дебютные проекты представят 80 студентов профильных вузов.

 

Культура Кино и ТВ Наше кино 35-й Московский кинофестиваль Кино и театр с Валерием Кичиным "РГ"-советы Гид-парк РГ-Фото