А еще информационные агентства сообщили со ссылкой на источники в Федеральной службе исполнения наказаний, о начале проверки по поводу попытки самоубийства в следственном изоляторе мэра Махачкалы Саида Амирова. "В данный момент идет служебная проверка по факту нанесения себе порезов С. Амировым. По ее окончании материалы будут переданы в правоохранительные органы для принятия решения", - сообщили источники во ФСИН агентству "Интерфакс".
Напомним, информация о том, что в камере СИЗО "Лефортово" Саид Амиров нанес себе повреждения, была подтверждена в прошлую пятницу. Как сообщалось, в ночь на 12 июня Саид Амиров нанес себе раны предплечий лезвием от одноразового станка. "Как только это было обнаружено, Амирову оказали первую помощь и госпитализировали", - сообщили во ФСИН. Правда, в тот же день градоначальник присутствовал на суде, где решался вопрос о его временном отстранении от должности. В интервью журналистам Саид Амиров опроверг заявления о своем суициде. "Не пытался и не буду пытаться", - заявил он. Вчера представители тюремного ведомства также сказали, что не квалифицируют случившееся как попытку самоубийства. Как бы то ни было, арестованному была оказана медицинская помощь, после чего его поместили в психиатрическое отделение больницы СИЗО "Бутырка". Версии, что произошло на самом деле, звучат самые разные. Некоторые эксперты верят, что градоначальник пережил нервный срыв и действительно пытался покончить с собой. Другие предполагают, что, возможно, было какое-то покушение на арестованного, так как он владеет опасной для многих информацией. "Саид Амиров - волевой человек, не верю, что камера могла его сломать, нет, здесь случилось что-то иное", сказал один из собеседников "РГ".
Впрочем, другие эксперты полагают, что покушение в СИЗО "Лефортово" невозможно в принципе. "Не стоит забывать, что это не простой изолятор, он фактически находится под патронажем ФСБ. Раньше это вообще был штатный изолятор ФСБ. Лишь под влиянием международного сообщества, требующего, чтобы следствие и администрация мест лишения свободы находились в разных ведомствах, "Лефортово" и другие следственные изоляторы ФСБ были переданы во ФСИН. Но старые связи, безусловно, сохранились, - сказал еще один собеседник "РГ".
- Режим и порядки в нем разительно отличаются от обычных СИЗО. Фактически в "Лефортово" сохранился прежний дух КГБ". По его словам, арестантов там по-прежнему называют по номерам. Режим организован так, чтобы сидельцы из разных камер не встречались друг с другом в коридоре - при выводе к следователю, на прогулки и т. д. Никакой связи с внешним миром у обитателей камер нет. Нелегальные мобильные телефоны, тайные каналы общения между камерами отсутствуют как класс. Многие влиятельные в определенных кругах люди испытывают дискомфорт в "Лефортово" именно потому, что в этом изоляторе оказываются полностью отрезанными от внешнего мира, рассказывают эксперты. Поэтому такие сидельцы нередко идут на различные ухищрения, чтобы добиться перевода в другой изолятор, или, как вариант, в тюремную больницу, где, возможно, будет больше возможностей установить нелегальные каналы связи. Пытался ли Саид Амиров таким образом сменить изолированную камеру на что-то другое? Доподлинно сказать нельзя.
Еще одна новость: вчера Федеральная служба исполнения наказаний провела научно-практическую конференцию совместно с коллегами из Швейцарии. Как сообщил заместитель директора ФСИН России Николай Колесник, ведомство приступило к созданию нового вида казенных домов для несовершеннолетних осужденных - воспитательного центра. К 2020 году планируется создать 33 подобных учреждения. Модель воспитательного центра разрабатывается с учетом опыта швейцарских коллег. Подростки будут размещены в жилых помещениях на четыре человека с учетом возраста, индивидуальности и вида преступлений, за который осуждены. Как сказал начальник управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России Валерий Трофимов, в ведомстве намерены бороться и с курением среди несовершеннолетних. "Мы готовим рекомендации для родителей - не присылать сигареты, будем из киосков убирать табачные изделия. Надо механизм определить для выполнения принятого закона", - сказал он. Также вчера на конференции прозвучала новость, что ФСИН собрала геномные данные уже у 17 тысяч осужденных за насильственные преступления. Как сообщил заместитель директора ведомства Николай Колесник, данные о ДНК лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также за преступления против половой свободы и неприкосновенности поступают в единый банк данных, который формирует сейчас МВД России. До конца этого года геномную регистрацию планируется провести в отношении 198 тысяч арестантов.