45-минутная речь главы Белого дома, посетившего Германию с официальным визитом, была приурочена к 50-ой годовщине исторического выступления экс-президента США Джона Кеннеди в Западном Берлине. В итоге, вспомнив своего предшественника и произнеся высокопарную речь о том, как "стремление берлинцев к свободе победило тиранию", Обама рассказал не только о необходимости трансатлантической солидарности, но и о том, как миру по-прежнему угрожают ядерные арсеналы, оставшиеся со времен Холодной войны. Упомянув про договор СНВ, заключенный между США и Россией в апреле 2010 года, американский президент выразил твердую уверенность в том, что "работа еще не закончена", поскольку "мы не можем жить в страхе ядерного уничижения".
"После полного пересмотра нашей оборонной стратегии я определил, что возможно обеспечить безопасность Америки и наших союзников сильным сдерживающим потенциалом и при этом сократить количество развернутого ядерного оружия на одну треть", - сказал Барак Обама, пояснив, что он "намерен инициировать переговоры с Россией и выйти за рамки доктрин Холодной войны".
Помимо сокращений стратегических вооружений, Вашингтон "будет работать с союзниками по НАТО и Россией для снижения количества тактического ядерного оружия", отметил американский лидер. При этом Барак Обама заявил о том, что в 2016 году в Вашингтоне пройдет саммит по безопасности ядерных материалов и администрация США будет добиваться ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
Идея о ядерном разоружении витает в Овальном кабинете последние пять лет - еще в 2009 году в своей знаменитой пражской речи, американский лидер пообещал добиваться полного отказа от ядерного оружия в мире.
В начале прошлого года стало известно, что Пентагон по заданию президента США разработал три сценария дальнейшего сокращения американского ядерного арсенала. Первый предусматривал снижение стратегического потенциала США до 1000-1100 боезарядов, второй - более существенную опцию денуклиаризации до 700-800 боеголовок, а третий и наиболее радикальный вариант предлагал оставить лишь 300-400 атомных бомб и ракет.
С учетом утвержденных действующим российско-американским договором СНВ потолков в 1550 развернутых ядерных боезарядов, сокращение Вашингтоном "ядерных закромов" на оду треть будет означать реализацию первого сценария Минобороны США.
В беседе с "Российской газетой" директор программы контроля над вооружениями Брукингского института Стивен Пайфер отметил, что "согласованный на сегодня уровень в 1550 боеголовок - это больше чем нужно США и России для сдерживания друг друга".
"Думаю, что перспектива удара по США тысячей боеголовок со стороны России, так же как и перспектива удара тысячи американских боеголовок по территории РФ будет достаточным сдерживающим и отрезвляющим фактором для руководства обеих стран", - пояснил "РГ" эксперт.
Вместе с тем, по словам г-на Пайфера, речь о понижении потолка американского стратегического потенциала имеет отношение к вопросам экономии бюджетных средств, так как Белому дому в ближайшее время нужно принять "непростые решения" о том, сколько стратегических подводных ракетоносцев закупить и каким образом заменять межконтинентальные ракеты "Минитмэн-3", ресурс которых истекает в течение 15 лет.
Несмотря на амбициозные планы Барака Обамы, его политические противники на Капитолийском холме уже пообещали сделать все для того, чтобы сорвать разоруженческие планы американского президента.
"Я определенно не поддержу односторонние уступки и администрации США нужно серьезно подумать о том, насколько опасен окружающий мир", заявил руководитель республиканского меньшинства в сенате США Джон Корнин. Ранее отдельные конгрессмены уже назвали идею дальнейшего сокращения американского ядерного оружия "бездумным лунатизмом".
Между тем, эксперты в Москве также сомневаются в реалистичности инициатив Обамы.
Как считает глава института США и Канады РАН Сергей Рогов, для решения вопроса о сокращении тактического ядерного оружия нужно сначала решить вопрос с американской ПРО в Европе, а также вопрос с высокоточным оружием, которым в больших количествах обладает Вашингтон. Вместе с тем, эксперт отметил, что разговор о сокращении российского ядерного оружия возможен, но "выработка общих позиций крайне сложна и быстро решить этот вопрос не удастся".