На Южном Урале примут областной закон о капремонте жилья

Федеральный закон, регламентирующий проведение капремонтов многоквартирных домов (271-ФЗ), предусматривает принятие дополнительных нормативных актов на местах. В Челябинской области законопроект, определяющий порядок подготовки и утверждения региональной программы капремонта, пока принят в первом чтении. После его окончательного утверждения правительство области примет еще ряд подзаконных актов. В целом программа капремонта многоквартирных домов на последующие три года должна быть утверждена до конца 2013-го.

Наиболее актуальный для собственников жилья параметр - размер их собственных отчислений на капремонт - пока не определен. По мнению депутата Госдумы Галины Хованской, минимальный тариф, вероятнее всего, будет варьироваться в пределах 6-10 рублей с квадратного метра площади в месяц, в городах-миллионниках расценки будут выше. В целом это совпадает с подсчетами, проведенными на Южном Урале.

Для каждого дома будет установлен минимальный размер фонда, который собственники вправе по своему усмотрению увеличить - равно как и приостановить платежи по накоплению нужной суммы. Осваивать накопленные деньги будет так называемый региональный оператор, специальная организация, которую предстоит создать правительству области. Средства можно будет направлять на ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт и замену лифтов и лифтовых шахт, крыши, подвальных помещений, фундамента, утепление и ремонт фасадов, установку общедомовых приборов учета. Решение о проведении капремонта примет собрание собственников. Если владельцы квартир не сделают этого в установленный срок, за них решат муниципальные власти.

Собственно, закон позволяет жителям следовать двумя путями: либо получать деньги на капремонт из регионального фонда, который будет накапливать средства и контролировать порядок и качество проведения работ, либо формировать спецсчета. Правом выбора, уточняет первый вице-спикер Заксобрания Челябинской области Юрий Карликанов, собственники смогут воспользоваться в течение двух месяцев после принятия закона. Если они его не используют, то муниципалитет зачислит дом в региональный фонд.

Очевидно, что вариант, при котором средства хранятся на "неприкосновенных" спецсчетах, придется по нраву прежде всего жителям новых и находящихся в хорошем техническом состоянии многоэтажек. Столь же очевидно, что общий котел регионального фонда, формируемый взносами жильцов старых домов (во многих из них лишь по нескольку десятков квартир) окажется почти пустым. Попытка наполнить его за счет резкого увеличения "ремонтных" взносов с собственников такого жилья (согласно прошлогодним расчетам УЖКХ Челябинска - минимум 20 рублей с квадратного метра), среди которых преобладают пожилые и небогатые, провалится.

Либо приведет к волне массовой деприватизации квартир в старых домах, после чего платить за проведение капремонтов придется за счет бюджетных средств, что обессмыслит всю идею. Поэтому глава региона уже заявил о возможном перекрестном субсидировании в финансировании капитальных ремонтов многоэтажек.

- Будем ремонтировать ветхие дома, на содержание которых требуются значительные деньги, - заявил Михаил Юревич. - Я считаю, это справедливо. У нас множество старых домов, которые нерентабельны для управляющих компаний. Тепловые контуры таких зданий не защищены, отсюда высокие траты на отопление. Все это возложить на муниципалитеты невозможно, потому что у них нет денег. Но и жители таких домов наименее платежеспособны. Перекрестное субсидирование выравняет коммунальные услуги и обеспечит более-менее одинаковое обслуживание жилфонда.

Однако такой подход потребует не просто аккумулирования всех собираемых средств в региональном фонде капремонта (за исключением ТСЖ и ЖСК, доля которых сравнительно мала), но и делегирования права распоряжения ими упомянутому региональному оператору. Возможность маневрировать общей суммой позволит последовательно проводить ремонты в домах, на индивидуальных счетах которых для этого недостаточно средств. Использованные "чужие" деньги впоследствии будут компенсироваться за счет платежей других собственников.

И это, пожалуй, единственная модель, которая сможет реально работать. Но и она имеет слабые места. Так, в условиях, когда сферу ЖКХ едва ли не официально называют "черной дырой", право распоряжаться своими кровными доверят чиновникам и коммунальщикам немногие. И психологический фактор тут не единственный.

- Если ранее повышение коммунальных расходов происходило на фоне 20-процентного роста уровня зарплат, то сейчас годовой прирост зарплат, согласно официальной статистике, составляет около 8 процентов, а в реальности - еще меньше, - указывает руководитель научно-образовательного центра Института экономики УрО РАН Сергей Гордеев.

Способность граждан своевременно оплачивать услуги ЖКХ уже достигла фактического предела, поскольку уперлась в возможности семейных бюджетов, констатируют и специалисты Фонда содействия реформированию ЖКХ, прогнозируя резкий рост неплатежей уже после июльского повышения тарифов. "Капремонтный довесок", величину которого эксперты сравнивают с платой за отопление или электроэнергию, окажется и вовсе некстати, поэтому с наполнением "общего котла" могут возникнуть проблемы.

Между тем сегодня на Южном Урале капремонта требуют 11,6 миллиона квадратных метров жилья из примерно 60 миллионов квадратов. Если "заморозить" нынешнюю ситуацию, через десять лет в аварийном состоянии окажется без малого половина многоквартирных домов в регионе.