Ввиду усугубления кризиса в еврозоне, британский бизнес заинтересован в долгосрочном присутствии в новых обширных рынках. И среди них растущий интерес вызывает российская экономика - "географически разветвленная и проявляющая спрос на капиталовложения и технологии", считает директор московского представительства Российско-Британской торговой палаты (РБТП) Алан Томпсон.
Причем интерес этот обоюдный. Как отмечалось на форуме, если за весь 2012 году взаимная торговля возросла на 10%, то в январе - марте 2013 г. - более чем на треть. Кроме того, быстрыми темпами увеличиваются в РФ британские инвестиции, направляемые в добывающие, перерабатывающие отрасли и в финансовый сектор. Их общий накопленный объем в России к началу мая достиг $ 27 млрд. По темпам их увеличения, они с 2012 года опережают рост других зарубежных капиталовложений в РФ.
Алан Томпсон подтвердил, что, согласно договоренностям президента РФ Владимира Путина и британского премьера Дэвида Кэмерона, вскоре будет создана специальная группа по перспективным проектам в британской и российской энергетике. О растущем британском интересе к российской энергетике, по мнению Томпсона, свидетельствует и то, что одна из ведущих компаний Великобритании - BP - стала почти 20%-ным акционером "Роснефти". В свою очередь, создание международного финансового центра в Москве - главный вектор инвестиционной политики Лондонского Сити в отношении столичного региона РФ.
"В последнее время растут и межрегиональные связи - пояснил "РБГ" Алан Томпсон. - Не только Англия, но и Шотландия, Уэльс, Ольстер, британские территории вне Европы стремятся развивать торговлю и инвестсвязи с регионами РФ. Это обусловлено как возможностями британского законодательства, так и значительным потенциалом британских территорий в сфере экспорта товаров, услуг и капиталовложений".
По словам директора московского представительства Агентства экономического развития Шотландии Юрия Андреева, шотландские инвесторы заинтересованы в партнерстве с российским бизнесом в таких отраслях, как текстильная, энергетическая, судостроительная, рыбопромысловая. "Хотя нефте- и газодобыча в Шотландии вскоре может быть законсервирована ввиду истощения запасов, ее опыт по освоению сухопутных и морских месторождений может быть востребован российскими регионами. Например, Астраханской областью и в Азовско-Черноморском бассейне в связи с программами освоения там крупных углеводородных запасов". По оценкам агентства и РБТП, пока доля Англии в инвестициях в Россию преобладающая - свыше 50%, но в ближайшие годы инвестиционные "доли" в РФ других британских регионов (в том числе внеевропейских) будут расти.
Между тем глава "Росатома" Сергей Кириенко на днях подтвердил, что в Великобритании заинтересованы в российском участии в развитии сети британских АЭС: "Мы с большим интересом рассматриваем возможность своего участия в этой программе и налаживаем связи с потенциальными партнерами, в частности, с Rolls-Royce". Также "Росатом" заявлял о заинтересованости в создании в ближайшие 20 лет на территории Англии АЭС нового поколения (проект "Горизонт").
Британский бизнес, судя по соответствующим опросам компаний в Великобритании и в ее зарубежных территориях (в 2010-2012 гг.), в последние годы стремится расширить свое присутствие в таких отраслях РФ, как лесопереработка, АПК, химическая промышленность, подотрасли машиностроения. То есть в секторах, для которых характерны в основном долгосрочные и высокозатратные инвестпроекты. Это свидетельствует о долговременных планах британских бизнес-структур в отношении экономики РФ. Многие британские СМИ в этой связи отмечают, что Великобритания, не участвующая в кризисной еврозоне, обладает крупным потенциалом по экспорту товаров, услуг и капиталовложений, но эти "британские" возможности в должной мере могут быть востребованы только вне ЕС. В том числе в регионе бывшего СССР. Поэтому тенденция роста британских инвестиций с 2011 г. наблюдается также в большинстве других стран СНГ.