Именно несовершенство законодательной базы, а также неразвитость финансового рынка и отсутствие специализированных фондов мешают проектному финансированию. Управляющий партнер ИКГ "First" Алексей Порошин отметил, что сегодня бизнесу очень тяжело работать с банками из-за "множества придирок и ограничений". Как считает эксперт, кредитные организации должны сделать процесс предоставления финансирования более простым и понятным. А по мнению Владимира Гамзы, развитию проектного финансирования способствовало бы создание специализированного Российского финансового агентства, которое управляло бы национальными фондами. "Банки финансируют по большей части масштабные проекты, игнорируя средние и тем более небольшие", - добавил замначальника управления проектного финансирования Татфондбанка Андрей Козлов. По его словам, преодолеть непонимание между властью, банками и бизнесом очень трудно, но необходимо, потому что все стороны заинтересованы в развитии проектного финансирования. "В сырьевом секторе, инфраструктуре, в строительстве, в сельском хозяйстве и многих других отраслях, на предприятиях среднего бизнеса остро требуется привлекать средства в реализацию инвестиционных проектов", - сказал Козлов.
Руководитель дирекции финансирования региональных проектов, исполнительный директор департамента проектного и структурного финансирования Газпромбанка Тимур Беликов "тремя китами" проектного финансирования назвал наличие финансовой подушки, необходимой для оказания поддержки проекту на этапе строительства и выхода на рынок, опыт работы на рынке проекта не менее 3-5 лет, а также наличие полного пакета разрешительной и проектно-строительной документации, ключевых контрактов инвестиционной фазы до начала кредитования. По его словам, эти факторы особенно важны, именно на них банки обращают внимание в первую очередь при принятии решения о финансировании проекта. Также, отметил Беликов, учитывается наличие прозрачного источника уплаты процентов на инвестиционной фазе (поручители, депозиты и т.д.) и наличие земельного участка в собственности или долгосрочной аренде под всеми объектами строительств.
Наиболее перспективные сферы инфраструктурного рынка - строительство железнодорожных путей и автодорог, развитие портовой инфраструктуры, создание сервисной инфраструктуры для госучреждений, строительство объектов высокотехнологичной медицины, развитие инфраструктуры к частным месторождениям (промысловым районам). Управляющий директор InfraONE Ирина Блохина считает, что сегодня есть политическая воля для развития инфраструктуры. Также эксперт отметила рост конкуренции в традиционных сферах бизнеса и, как следствие, снижение рентабельности. Развитию проектного финансирования способствует и зародившаяся институциональная база реализации инфраструктурных проектов - по словам Блохиной, в последние годы появились работающие механизмы реализации проектов. "Рынок все еще не насыщен игроками и низкоконкурентен, следовательно, высокодоходен", - добавила эксперт. Она привела оценки Business Monitor International, согласно которым общая потребность в модернизации/наращивании инфраструктуры в России без учета естественных монополий составляет сегодня более 1 трлн долларов. При этом на разных стадиях реализации находятся пока лишь 50 наиболее важных инфраструктурных проектов общей стоимостью 178 млрд долларов.
По словам Блохиной, проектному финансированию мешает "традиционный набор предпринимателя": это организационно-правовые, инвестиционные и административные риски и ограничения. В своем выступлении эксперт опровергла большинство доводов, которые традиционно приводятся в доказательство того, что проектное финансирование в России невозможно. "Часто мы слышим, что проектов много, но они не могут получить финансирование, потому что для банков это третья категория и 50% резервирования. Проблема в том, что в 95% случаев это не проект, а лишь идея, которая не станет проектом. Остальные 5% - это не структурированные проекты", - сказала Блохина. Она добавила, что банки, например, в большом количестве финансируют девелоперов с той же нормой резервирования. Что касается законодательства, по мнению эксперта, на большую часть проектов существующих норм достаточно. "В пирамиде типов проектов не хватает законодательства на верхние 25%, но остальные 75% свободны от нормативных и экономических ограничений. Мегапроекты - это 8% от национальной потребности в проектном финансировании. Именно для них тяжелое законодательство. Основное же проектное финансирование сосредоточено в средней категории, у них все в порядке с законодательством и ликвидностью", - отметила Блохина.
О мировых тенденциях проектного финансирования на конференции рассказал член правления Международной ассоциации проектного финансирования (IPFA) Марк Ричардс. По его словам, Азия сегодня занимает 46% от объема глобального, общемирового финансирования, а североамериканский континент охватывает только 19,6%. Серьезное влияние на всю отрасль оказывает постепенное введение Базеля-3. Среди общемировых тенденций Ричардс назвал усиление позиций облигаций и рост возможностей получения альтернативных кредитов, выделяемых не банками, а иными финансовыми компаниями (негосударственными пенсионными фондами, страховыми компаниями и т.д.), снижение доли государства в проектном финансировании. Последний тренд эксперт отметил со знаком минус, так как, по его мнению, государственные средства должны активнее участвовать в проектном финансировании. Говоря о России, Ричардс отметил, что сегодня наибольший интерес существует к рынку инфраструктуры. Потребность в финансировании этой области составляет 50 трлн долларов. По прогнозам, рынок инфраструктуры будет опережать по доходности даже рынок жилья.