Новости

20.06.2013 00:23
Рубрика: Общество

Податель жизни

Какой силой изгоняются бесы
"Мария, это что за дискриминация? Почему из всей почты вы стали отбирать только агрессивные послания? Спору нет, читать хлесткие письма интересно, но ведь тех, кто с уважением относится к религии, больше. И вопросы у нас ничем не хуже. Меня, например, давно волнуют слова из Евангелия о том, что всякий грех и хула могут проститься человеку, но хула на Святой Дух - никогда. Какая-то жестокость в этом есть, вам не кажется?" Инна Валентиновна.

Инна Валентиновна, здравствуйте и спасибо за критику! Инна Валентиновна, если мать строго повторяет расшалившемуся малышу: "Не хватай оголенный провод! Нельзя! Осторожно! Ток! Убьет!" - что в этих словах? Желание напугать? Безжалостное обещание смерти, если карапуз ослушается? Непримиримость к его любопытству? Самовластная нетерпимость к детской жажде познания? Стремление видеть ребенка рабом - пусть, негодник, слушается! Или страх за будущее несмышленыша? Необходимость предупредить об опасности? Любовь к нему, еще так мало знающему и не владеющему собой, своими прихотями?

Точная цитата из Евангелия от Матфея, о которой вы спрашиваете, звучит так: "Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12. 31 - 32). К Иисусу приводят слепого и немого бесноватого, и Он исцеляет его, изгоняя из болящего беса. Демон перекрыл несчастному бесноватому пути к вере - зрение, слух, речь, поэтому, когда Христос изгнал из него дьявола, исцеленный прозрел и заговорил. Фарисеи, ставшие свидетелями чуда, усомнились: какой силой Иисус совершил изгнание? Испытывая неприязнь к Спасителю, они решили, что Он изгоняет бесов "не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского". То есть даже воочию увидев чудо, они не хотят верить и пытаются обвинить Христа. Но сила Сына Божьего - это сила Духа Святого. И Христос, зная помышления фарисеев, взывает к их логике: "Если Я, имея в Себе беса, посредством его изгоняю других бесов, значит, между бесами несогласие, распря, и они восстают один на другого. Но если бесы восстают друг на друга, получается, что их сила погибла, их дом рушится. В каком случае так происходит? Только тогда, когда появляется Тот, Кто сильнее самого могущественного из демонов: нельзя войти в дом сильного и "расхитить" его, пока не свяжешь хозяина..." Раз изгнание бесов происходит не "силой веельзевула", значит, оно творится Духом Божьим - вывод напрашивается сам собой. Только не для фарисеев, ослепленных ненавистью к Иисусу. Вот тогда Христос произносит эти очень важные для всех нас слова: "Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем". То есть если мы осознанно, упорно отвергаем спасительное действие Духа Божьего, когда Его благодатное воздействие очевидно, нам это не прощается. Почему?

Святитель Иоанн Златоуст сравнивал человека, который высказывает хулу на Духа Божьего с тем, кто бросает камень в небо. Бросающий камень ввысь не может ни пронзить вещества неба, ни даже достигнуть высоты - он лишь неизбежно принимает этот камень на свою голову. То же происходит и с безумцем, высказывающимся против Духа Божьего. И не надо приписывать Господу мстительность, ведь не придет же нам в голову мысль, что мать малыша, который все-таки схватился за оголенный провод, радуется тому, что дальше все произошло в точности так, как она предсказывала.

"Коль скоро ты сказал о Духе то, чего не должен говорить, в тебе уже обозначилось, что ты оставлен Духом, - поясняет другой святитель, Василий Великий. - Как сомкнувший глаза имеет в себе свою тьму, так и отлучившийся от Духа, став вне просвящающегося, объемлется душевной слепотою". А один старец, когда его спросили, что надо делать, если при тебе звучит хула на Святой Дух, ответил: "Бежать от этого места со всех ног". Обратим еще раз внимание на первую часть слов Спасителя: "Всякий грех и хула простятся человекам", "если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему". И только потом: "Если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему..." Не угроза, не месть, не обещание наказания, не предвещание кары Господней - констатация факта, учитывающая свойства и качества Духа Святого, с которыми необходимо считаться каждому из нас.

"В начале сотворил Бог небо и землю, - читаем мы в Книге Бытия. - Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою". Глагол "носился" в оригинале имеет еще один смысл - оживотворял. Этот же глагол употребляется в Библии, когда говорится об орле, простирающем крылья свои над своими птенцами. Вот эта сложность описания всего, что связано с Духом Божьим, не случайна. Дух Божий неразделим с Отцом и Сыном, но у Него особый способ Себя открывать и Своя особая Ипостась. Дух не имеет лица или даже имени, которое можно было бы представить в каком-либо человеческом образе. О Нем говорится описательно, Его имя заимствовано из природных явлений: еврейское "руах" - это дуновение, ветер; греческий эквивалент - "дыхание"; а латинский spiritus - веяние. Описание действий Духа тоже представляет сложность, они чаще всего метафоричны, носят поэтический характер. "...отнимешь дух их (живых существ. - М. Г.) - умирают... Пошлешь дух Твой - (живые существа) созидаются, и Ты обновляешь лице земли", - сказано в псалме царя Давида (Пс. 103. 30). "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит", - говорит о Нем Иисус (Ин. 3. 8). В Библии к слову Дух применяют слова "носился", "оживотворяет", Он был "на ком-то", Он "объял", Он "сходит", Его сравнивают с ветром и дуновением жизни. Дух Божий - это Тот, Кто оживотворяет жизнь, причем во всех ее проявлениях: как неорганическую, так и органическую, как в космических масштабах, так и жизнь сердца человеческого. Все в этом мире подвластно Духу Святому, Он творит и действует, наполняя этот мир любовью, сотворяя жизнь, которая приобретает истинный смысл, вложенный в нее Творцом.

"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. 2. 7). То есть дух человека - это то Божественное дуновение, которое превращает его плоть в существо действующее - душу живую. А вот как Евангелие описывает воскрешение Иисусом дочери начальника синагоги: "И возвратился дух ее; она тотчас встала" (Лк. 8.55). Получается, когда об умирающем говорят: "Он испустил дух", это не просто образное выражение. Здесь суть: дух - неотъемлемая часть живого существа.

О том, как дух человека соотносится с Духом Божьим, Который, как некая Божественная сила, движет всем по замыслу Творца, о том, как нами овладевают "духи злобы поднебесные" и как нас защищают дары Святого Духа, мы поговорим в следующий раз. А сейчас, накануне праздника Троицы, установленного в честь сошествия Святого Духа на апостолов, давайте вспомним строчки из молитвы, обращенные к Святому Духу. "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый, и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша".

Кстати

Троицкая родительская суббота отмечается накануне Троицы. День особого поминовения не только наших умерших близких, но и "всех почивших со времен Адама". А особенно тех, кто не успел перед смертью покаяться и не получил христианского погребения: павших в сражениях, пропавших без вести, безвременно погибших - в горах, огне, водной пучине, во время стихийных бедствий. День поминовения усопших установлен перед Троицей для того, чтобы показать, что Дух Святой действует и в живых, и в мертвых, и что для Бога все живы.

День Святой Троицы празднуется в пятидесятый день после Воскресения Христова, отсюда другое название - Пятидесятница. В основе праздника -событие сошествия Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения Господня), когда апостолы собрались вместе, "внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать". Именно сошествие Святого Духа явило людям триединство Бога: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. После сошествия на апостолов Святого Духа они получили дар говорить на разных языках, так началась их проповедь христианства. Поэтому этот день считают днем рождения Церкви. На Троицу принято приходить в храм с цветами, которые хранятся потом целый год. Понедельник, следующий за Троицей, посвящен Святому Духу и так и называется - День Святого Духа.

Контакты

Ждем писем: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, редакция "Российской газеты", или pisma-maria@mail.ru

Все статьи www.rg.ru/plus/gorodova

Общество Религия Беседы с Марией Городовой