- У нас больше 7 процентов выпускников получили "двойку" по обязательному предмету, и это беда не только молодых людей и девушек, но и нас, взрослых, - заявил глава Департамента образования Москвы Исаак Калина. - Это мы не смогли научить всех школьников, не объяснили им, что не надо списывать и жульничать на экзамене. Мы не сумели организовать всю процедуру выпускной аттестации так, чтобы не дать никому ни повода, ни возможности получить свои баллы нечестным путем.
Чтобы изменить ситуацию, педагоги и чиновники решили выяснить, какие есть возможности и резервы для того, чтобы Единый стал объективнее, честнее и удобнее. Причем и для участников, и для организаторов, и для школ, и для вузов, и для всех остальных.
Бороться за оптимизацию ЕГЭ решено на трех этапах: при подготовке заданий, во время самого экзамена и при проверке работ. На каждой стадии обнаружили недостатки, которые не так сложно устранить.
Бороться со скандалами вокруг публикации заданий для Единого до начала экзамена решили самым нетривиальным способом: просто опубликовать максимальное число вопросов заранее. Так уже делают разработчики билетов по математике. Все примеры и задачи есть в свободном доступе в Интернете. Единственное, что остается тайной до начала выпускного испытания - в каком порядке они будут скомбинированы в билетах.
- Утечки настоящих контрольно-измерительных материалов (заданий) накануне экзамена на общие итоги повлияла незначительно, причем жульничество добавило баллов только тем, кто показал очень посредственный результат, - проанализировал итоги ЕГЭ по математике главный разработчик задач по этому предмету, руководитель Московского центра непрерывного математического образования, проректор Московского института открытого образования Иван Ященко. - "Бонус" нечистоплотных экзаменуемых составил 1,5-2 первичных балла. Воспользоваться виртуальной помощью могли 6-8 процентов детей, реально списали, судя по данным статистики, только 1-2 процента. Это не так, чтобы совсем мало, но искажения, возникшие в результате списывания отнюдь не тотальные. К тому же они позволяют нам увидеть, в каких регионах и на каких пунктах приема экзамена школьникам помогают учителя. Математически это все очень легко и четко прослеживается.
За три дня до ЕГЭ по математике Интернет был наводнен множеством заданий, вариантов, версий ответов. Но никто не знал, какие из этих сливов истинные, а какие - дезинформация организаторов или "пустышки", запущенные мошенниками, решившими поживиться на общем ажиотаже. В результате выпускники были вынуждены решать все обнаруженные в Сети задания, чтобы потом на экзамене сориентироваться, какой шпаргалкой пользоваться.
- В результате за пару дней многие прорешали полностью по 80 вариантов, - рассказал Ященко. - То есть хотели смухлевать, а на самом деле очень серьезно готовились. После такой тренировки они играючи справлялись со своим "боевым" вариантом. Так что "слив", на самом деле, оказался очень сильным мобилизующим фактором.
Вслед за математикой, открытые банки заданий появятся и по другим предметам. Чтобы обнародовать все вопросы, разработчикам предстоит сильно увеличить их количество. В результате возрастет и число вариантов - по 30-40 наборов для каждой зоны. Всего зон четыре: дальний Восток, Урал, Сибирь, Центр. Разбиение связано с часовыми поясами - это еще один способ борьбы с утечками и "помощью друзей-дальневосточников" сверстникам из более западных регионов.
Пункты сдачи госэкзаменов педагоги предлагают оборудовать "глушилками" для мобильных телефонов. Чтобы никто не мог получить подсказку на укрытую от глаз организаторов и общественных наблюдателей "трубку". Тогда просто не будет смысла проносить запрещенные девайсы и искать возможности их использовать.
- Когда мы сдавали вступительные экзамены в вузы, никого в туалет не выпускали и проблем не было, здоровый выпускник школы в состоянии потерпеть несколько часов, - отреагировал на предложение учителей запретить выходить из аудиторий до окончания выполнения работы Исаак Калина. - Для тех, у кого есть проблемы медицинского характера, есть свои способы и методы сдачи Единого. Давайте рассмотрим и эту возможность. Или, может быть, стоит разбить ЕГЭ на блоки и делать перемены между ними. Чтобы сначала все выполнили первую часть работы, сдали ее, передохнули, после чего снова получили задания и сели решать вторую часть.
Еще один вариант светлого будущего - сдача ЕГЭ на компьютерах. Для каждого участника будет комплектоваться индивидуальный вариант задания. Больше такого ни кому не достанется. Ответы сразу отправляются экспертам на проверку. Удобно. И возможности для жульничества остается совсем немного.
- Я много общаюсь с учителями и в Москве, и в регионах, все рассказывают, что их детям помогали сдавать экзамен, - честно поделилась с коллегами преподаватель истории гимназии N1567 Тамара Эйдельман. - Мобильными телефонами везде пользовались спокойно. Организаторы ведь не имеют права ни досмотреть ученика, спрятавшего вторую "трубку" в кармане, не проконтролировать, чем он занимается в туалете. Поэтому вся наша деятельность по борьбе с нарушениями на пунктах сдачи экзамена - изначально бессмысленная имитация. Местные власти, в том числе управления образования, заинтересованы в хороших результатах. Учителя - люди подневольные. Труд их самих и их коллег оценивают по результатам ЕГЭ. Поэтому всерьез бороться с нарушениями многим не с руки.
Напрашивается простое решение - передать проведение ЕГЭ из образовательного ведомства независимым организаторам. Но эта идея особой поддержки у чиновников не нашла.
Кроме создания условий для честного экзамена, власти решили продолжить борьбу с нарушителями. В этом году только в Москве из аудиторий были удалены 122 участника за нарушение правил, - большинство пытались воспользоваться телефонами. В прошлом году из аудиторий "попросили" 166 человек.
- Организаторы и общественные наблюдатели составили материалы для привлечения к административной ответственности по поводу 25 нарушений при проведении ЕГЭ, - сообщил начальник управления государственного контроля и надзора в сфере образования Москвы Сергей Горбун.- Четыре дела уже рассмотрены судами, правонарушители оштрафованы на общую сумму 29 тысяч рублей.
В прошлом году административных постановлений по итогам нарушений на ЕГЭ в Москве было всего семь штук.
Кроме того, как минимум трое директоров школ вынуждены были написать заявления "по собственному желанию" после того, как их самих и их сотрудников уличили в жульничестве во время экзамена. Главным орудием криминала и поводом для увольнения стал все тот же мобильный телефон, запрещенный на пункте приема экзамена и для выпускников, и для взрослых.
Государственная экзаменационная комиссия по обществоведению в этом году столкнулась с неожиданной проблемой - часть выполненных работ содержали эссе, слово в слово повторяющее образцовый вариант, написанный в "ключах" для проверяющих. Утечка стопроцентная. Теперь экспертам предстоит выяснить, имеют ли они право аннулировать эти работы по такому признаку явного плагиата. В любом случае, этот казус к осени будет включен в правила для проверки работ для ЕГЭ-2014.
В ближайшие год-два может измениться и система апелляции по поводу незаслуженно, по мнению выпускника, низкой оценки. Она станет виртуальной. Сейчас чтобы отстоять незаконно отобранные баллы надо идти в пункт сдачи экзамена и доказывать свою правоту эксперту. Некоторые педагоги - то ли от усталости, то ли из корпоративной солидарности - от всех претензий выпускников просто отмахиваются: "Вы здесь написали чушь, двое экспертов читали - и поставили за это задание ноль баллов. Правильно сделали!". Отстоять свою правоту в таком споре удается немногим.
- Мало кто из нас осмелится написать то, что запросто скажет устно, - честно признался Исаак Калина. - Если сделать апелляцию письменной, через Интернет, такой, чтобы все вопросы и ответы были сохранены, то никто не станет просто так отплевываться. Потому что мы потом всегда сможем найти нерадивого эксперта. И он больше никогда не будет работать на ЕГЭ.
Большая часть намеченных новшеств появится не раньше 2015 года. По закону, все изменения в правилах и заданиях Единого госэкзамена должны быть приняты и утверждены не позже начала учебного года - 1 сентября. За два месяца все сделать, отладить и опробовать просто не получится. Но слабые места найдены и работа по их устранению начата. Так что, может быть, лет через -дцать организаторы ЕГЭ действительно смогут сделать эти экзамены абсолютно честным испытанием, а не проверкой умения применять свой мозг одновременно для решения задач и жульничества.