- Переход на единовременную денежную выплату позволит свести к минимуму расходы, связанные с приобретением и строительством жилых помещений, содержанием незаселенных квартир и избавиться от несвойственной минобороны функции по строительству жилья, - объяснил Сергей Шойгу общий подход к решению самой болезненной проблемы офицерских семей.
Об этой новации министр уже доложил на заседании правительства. Его главный аргумент - без введения ЕДВ ликвидировать, как это обещано, во второй половине будущего года армейскую квартирную очередь не получится. А значит, нужно в кратчайшие сроки подготовить и внести в Госдуму проект федерального закона, где денежная выплата будет прописана в качестве основной формы обеспечения военных постоянным жильем.
Задача со всеми известными
Расселить своих очередников генералы пытаются давно. Казна выделяет на это огромные суммы, и утверждать, что финансы разворовывают или тратят впустую, было бы несправедливым. Только за последние три года новоселье сыграли более 139 тысяч военных семей. Однако вручить ключи всем, кому они положены, не так-то просто. В минобороны не скрывают, что сегодня около 34 тысяч офицеров и прапорщиков нельзя уволить с военной службы, потому что у них нет своей крыши над головой. Только на содержание так называемых распоряженцев, то есть людей де-факто уже не связанных с армией, а де-юре все еще находящихся в строю, государство ежегодно тратит 32 миллиарда рублей. А ведь к этим очередникам еще надо добавить планово увольняющихся.
Прикинув все варианты их расселения, в министерстве пришли к выводу: купить или построить в течение года квартиру каждому нуждающемуся никак не получается. Отсюда - и новые финансово-жилищные веяния.
Уже известны главные критерии, по которым военные чиновники предлагают определять размер единовременной жилищной выплаты новоселам. Их три - состав офицерской семьи, служебный стаж очередника и средняя стоимость одного квадратного метра жилья по стране.
- Нам необходимо найти такой уровень ЕДВ, чтобы данная выплата позволяла военнослужащим решить свой квартирный вопрос и в то же время носила элемент социальной справедливости, - заявил замминистра обороны Руслан Цаликов, который сейчас курирует в ведомстве жилищную сферу.
Цена цене рознь
С первыми двумя показателями вроде бы все ясно. Чем больше семья у очередника, тем больше площадь, на которую он вправе рассчитывать. Тем, соответственно, будет крупнее денежная выплата. Учет выслуги лет тоже выглядит логичным. Полковник, "протрубивший" в гарнизонах 30 лет, должен иметь материальное преимущество перед капитаном с 20-летним армейским стажем. Эта же схема справедлива, когда речь идет об офицерах, занимающих одинаковые должности и имеющих одно и то же звание. С подобной постановкой вопроса, наверное, никто спорить не будет.
А вот "географический" критерий вряд ли обойдется без жаркой дискуссии. Соискатель московской прописки потребует куда больше средств, чем очередник на жилплощадь в Хабаровске или Чите. Как удовлетворить одного, не обидев другого, - это большой вопрос. Тем более что с введением в армии квартирно-денежных расчетов многие офицерские семьи наверняка захотят поменять будущее место жительства. Например, вместо ранее заявленного Белгорода, Красноярска или Костромы потребуют средства на покупку жилплощади в Питере или ближнем Подмосковье. Цены среднего по России квадратного метра на такое приобретение им, скорее всего, не хватит.
Все это в военном ведомстве понимают. Поэтому надеются выработать оптимальный вариант расчетов со своими очередниками в ходе изучения проекта в Госдуме, Совете Федерации и на общественных слушаниях.
- Келейно ничего не будет делаться, - пообещал Руслан Цаликов. - Мы за максимально гласное обсуждение этой инициативы министра обороны. Смысл в том, чтобы существенно улучшить ситуацию с жильем, а не замалчивать ее.
Тем не менее военное руководство уверено, что отказ от закупки и строительства постоянного жилья в пользу единовременных выплат - единственный путь, гарантирующий ликвидацию в армии квартирной очереди. С помощью этой схемы в минобороны надеются, начиная с будущего года, содействовать в расселении по меньшей мере 55 тысяч офицерских семей.
"Приданое" для холостяка
Монетизация жилищных прав военных требует больших денег. По предварительным расчетам минобороны, холостой офицер при плановом увольнении должен получить порядка 3 миллионов "квартирных" рублей. В зависимости от состава семьи военного, его армейского стажа, избранного места жительства и некоторых других моментов, эта сумма серьезно увеличивается.
Откуда же взять столько денег? Прежде всего они пойдут из статьи расходов, по которой уже сегодня отставникам покупают и строят квартиры. К тому же источником немалых средств могут быть непрофильные активы минобороны. Чтобы не повторилась скандальная история с "Оборонсервисом", Сергей Шойгу обратился в правительство с просьбой избавить армейское руководство от коммерческих функций. Военное ведомство, прекратив самостоятельно продавать высвобождаемое имущество, привлекает к этой работе специализированные организации. "А средства от их реализации будут направлены на укрепление обороноспособности страны", - объяснил министр.