С приоритетными инвестиционными проектами в лесопромышленной отрасли правительство определилось еще в конце июня 2007 года, выпустив соответствующее постановление. Сейчас перечень состоит из 117 проектов, требующих 419 миллиардов рублей инвестиций.
Один из них Дмитрий Медведев лично запустил вчера в Братске, где ОАО "Группа "Илим" вложила 800 миллионов долларов в строительство новой линии по выпуску хвойной целлюлозы, создав таким образом самое крупное в мире подобное производство.
Темпами реализации приоритетных проектов глава правительства, правда, не сильно впечатлен. За шесть лет из 117 запустили всего 27. Поэтому на совещании он предложил очень конкретно поговорить о том, что еще нужно сделать, чтобы по стране появлялись такие же крупные производства, как в Братске.
"Механизмы привлечения инвестиций нуждаются в совершенствовании", - подчеркнул глава кабмина. Активнее в лесопромышленном комплексе должно использоваться партнерство частных инвесторов и частно-государственное партнерство и привлекаться "длинные деньги".
В министерстве природных ресурсов и экологии, как оказалось, есть претензии к тому, как осуществляется ряд проектов. С отдельных лесных участков, переданных государством в аренду без аукциона для пополнения сырьевой базы предприятий, лес уходит на экспорт без переработки. К тому же арендная плата за такие участки рассчитывается с понижающим коэффициентом 0,5.
- Мы предлагаем установить дополнительные основания для отказа заключения договора аренды без аукциона в случае, если лесной участок не предусмотрен концепцией приоритетного инвестиционного проекта, и установить основания для расторжения договора аренды с предприятиями, если они реализуют приоритетные инвестиционные проекты и не соблюдают график проекта, - заявил Донской.
Для лесопромышленников, судя по всему, приоритетный статус от государства уже не является чем-то значимым. Все налоговые льготы и субсидии хорошо работали в паре с запретительными экспортными пошлинами на кругляк, но после вступления в ВТО этот барьер пришлось снять. "И теперь это холостой выстрел", - заявил председатель совета директоров ОАО "Группа "Илим" Захар Смушкин. Не меньше лесопромышленников раздражает текущая политика государства и отношение общества к лесному богатству страны. "У нас отношение к лесу достаточно гуманитарное, в какой-то степени популистское, и мы не отдаем себе отчет, что это база для лесной индустрии", - считает Смушкин.
"Наш лес и наш принцип лесоводства глубоко архаичен", - объясняли премьеру и министрам. Это приводит, например, к тому, что финский бизнес свои предприятия переводит не в территориально близкую им Россию, а в далекую Бразилию.
Выход в отрасли видят один - введение принципов интенсивного лесопользования. Сейчас из-за столетней нормы восстановления лесов предприятия вынуждены работать одновременно только на сотой части лесного участка. Но зачастую вековая сосна им не нужна, а необходим молодой лес 50-60 лет.
По словам Смушкина, на отдельных лесных участках в течение ближайших двух лет этот принцип будут опробовать.
Также, с точки зрения представителей отрасли, для новых крупных проектов нужно применять существенные налоговые каникулы с отменой большинства налогов на 5 лет. "Государство ничего не потеряет", - уверял глава "Группы "Илим".
Механизм инвестиционных проектов был востребован и когда его вводили, и сейчас, уверены в министерстве промышленности и торговли. "И механизм субсидий работает, но нужно изменять ситуацию. Мы дополнения подготовим", - пообещал замминистра Георгий Каламанов. Смысл их в выделении субсидий по кредитам для приоритетных инвестиционных проектов более, чем на три года.
Министерство финансов, обычно в штыки принимающее любые новые финансовые идеи коллег по правительству, в этот раз согласно с предложением. "Три года минфин просит министерство промышленности доводить долгосрочные лимиты на срок реализации инвестпроектов по этим субсидиям", - заметил замминистра финансов Андрей Иванов.
Он также напомнил, что необходимо еще раз проработать критерии отбора приоритетных инвестиционных проектов. Предыдущие, по словам Иванова, были приняты при принципиальных разногласиях с министерством финансов по таким вопросам, как качество проектов, их рентабельность, производительность труда.