20.06.2013 04:43
    Поделиться

    "РГ" узнала, почему приморские дети убегают из дома

    С начала года в полицию Приморья поступило более тысячи заявлений об исчезновении детей
    Ежедневно органы внутренних дел в разных районах края принимают с десяток обращений о пропаже несовершеннолетних. Третьеклассница Вера исчезла по дороге в школу. Утром мама посадила девочку в автобус, махнула рукой на прощание. В положенное время ребенок не вернулся. Обзвонив одноклассниц, женщина выяснила, что на уроках Веры не было. Мама обратилась в полицию. Через пару часов девочка нашлась. Она рассказала, что решила не ходить на занятия, испугавшись контрольной по математике. А потом, опасаясь родительского гнева, - подольше не возвращаться домой. Каталась на автобусе, гуляла по улице, пока не попала на глаза бдительным сотрудникам полиции.

    …Ушла в школу и не вернулась, отправился погулять и не пришел обратно - так чаще начинают рассказ об исчезновении детей их мамы и папы. Правоохранители успокаивают: далеко не все случаи носят криминальный характер.

    Семейный раскол

    Детей, которые уходят из дома или учреждений, где они живут, специалисты условно делят на несколько категорий.

    Одна из них - "домашние" дети. Обычные подростки, не доставляющие родителям особых хлопот, не вращающиеся в дурных компаниях.

    - Характерная причина ухода для детей из семьи - это возникший, иногда мгновенно, конфликт. Порой он вспыхивает из-за проблемы "отцов и детей", когда родители не понимают подростка. Или из-за того, что ребенок не может получить то, что хочет, - говорит замначальника отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних УМВД России по Приморскому краю Наталья Левченко.

    Советы, как не допустить подобных ситуаций, стары как мир. Самый главный - родителям необходимо уделять своим детям больше внимания. Это могут быть совместные выезды на природу, походы в театр или спортзал, разгадывание кроссвордов, разговоры за чашкой чая. Родители должны знать, чем интересуются их сыновья и дочери, иметь представление, с кем они дружат. Общие интересы и взаимное доверие помогут избежать серьезных ссор.

    В семьях, где пропадают дети, полицейские сталкиваются с обратным.

    - При проведении первоначальных розыскных мероприятий мы становимся свидетелями того, что родители очень мало знают об окружении своих детей, об их пристрастиях и увлечениях. Как показывает практика, дети находятся либо в течение трех часов, либо в течение трех первых суток, - продолжает Наталья Левченко. - Статистика в целом положительная, и случаи пропажи детей в крае единичны.

    Тем не менее именно они на слуху. За последние три года от рук убийц погибли четыре девочки - в Дальнегорске, Лучегорске, Лесозаводске, Уссурийске.

    Из-за подобных случаев родители находятся в состоянии повышенной тревожности.

    - Если пять-шесть лет назад они скрывали длительное отсутствие своих детей, то сегодня, понимая, что их ребенок может столкнуться со страшной жестокостью, заявляют в правоохранительные органы сразу, - отмечает Наталья Левченко.

    Браслет для подростка

    - Многие дети уходят из дома или коррекционных школ и интернатов, где они проживают, потому, что хотят быть самостоятельными, свободно общаться с кем угодно и иметь возможность бесконтрольного поведения, - характеризует другой тип "бегунков" старший помощник руководителя Следственного управления СКР по Приморскому краю Аврора Римская.

    Она замечает, что у таких детей специалисты нередко находят отклонения в психическом развитии, диагностируют так называемый синдром бродяжничества, заставляющий ребенка перебираться с места на место.

    Если раньше поиски "потеряшек" начинались через трое суток, то сейчас пропавших несовершеннолетних начинают искать мгновенно

    Сотрудники правоохранительных органов говорят, что сбегают, как правило, одни и те же дети. Они знают их в лицо и по фамилиям, изучили маршруты их передвижения. С такими подростками должны работать специалисты-психологи и психиатры, способные докопаться до истоков проблемы и найти ее решение.

    Кроме того, предлагает Римская, обществу и законодателям нужно подумать над системой превентивных мер, как вариант, над внедрением неких систем слежения. Такая техника поможет быстрее определить местонахождение подростка и уберечь его от критических ситуаций.

    Что именно это может быть - сказать сложно. К примеру, аналог электронных браслетов, использующихся в уголовно-исполнительной системе, ведь в наш век высоких технологий многое возможно.

    Всем миром

    - Если родители понимают, что их ребенок исчез, необходимо проинформировать органы внутренних дел, причем не обязательно заявлением. Это может быть просто звонок для того, чтобы оперативный дежурный направил ориентировки всем нарядам, - советует Наталья Левченко.

    Она уверяет: если раньше поиски "потеряшек" начинались через трое суток, то сейчас пропавших несовершеннолетних начинают искать мгновенно.

    - Подключается огромное количество сотрудников полиции, помогают средства массовой информации, волонтеры. События в Уссурийске, - подчеркивает она, вспоминая о поисках первоклассницы Насти Луцышиной, - показали, насколько много у нас неравнодушных людей.

    Полиция и следственный комитет высоко ценят помощь волонтеров, но отмечают, что зачастую официальным органам и их неофициальным союзникам не хватает взаимопонимания.

    - При расследовании уголовных дел главное - согласовывать свои действия именно со следствием. Нередко бывает, что действия волонтеров вступают в противоречие с действиями следственных и оперативных сотрудников. Чтобы избежать подобных случаев, сейчас приморские оперативные службы и следственные органы решают вопрос о схемах взаимодействия с добровольными помощниками, - уточняет Римская.

    Прямая речь

    Виктор Акулин, координатор волонтерского движения в Приморье:

    - Первый случай, когда простые граждане работали в связке с правоохранителями, произошел в 2010 году. Объединившись с помощью популярных интернет-форумов, люди искали 25-летнюю Анну Бузило, которая пошла в магазин и не вернулась. Кто-то печатал листовки, кто-то их расклеивал, кто-то объезжал на машинах окрестности. К сожалению, девушку нашли мертвой. Но поисковики сработали отлично, была проведена огромная оперативная и аналитическая работа. Волонтеры год от года проявляют все большую активность. Вместе искали 10-летнего мальчика, пропавшего во время отдыха на пляже с родителями во Владивостоке, 8-летнюю девочку в Уссурийске.

    На данный момент нам необходима легализация. Сейчас формируется правовой статус волонтера, закон рассматривают законодатели, и, возможно, после его принятия нам станет проще.

    На заметку

    Алгоритм действий при пропаже ребенка:

    1. Постарайтесь не впадать в панику. Вспомните, как начинался день, о чем вы говорили с ребенком, как он себя вел, во что был одет.

    2. Звоните и идите в полицию, прихватив с собой детскую фотографию. Расскажите там все, о чем вспомнили.

    3. В полиции не скрывайте информации о подозрительных друзьях сына или дочери, если в последние дни его поведение казалось странным - расскажите об этом.

    4. Обзвоните знакомых ребенка, у которых, по вашему мнению, он мог задержаться. Постарайтесь выяснить, где они видели своего друга в последний раз.

    5. Предварительно посоветовавшись с полицейскими, разместите информацию о пропавшем в Интернете и СМИ.

    Поделиться