20.06.2013 23:12
    Поделиться

    Эксперты: Часовщики с ужасом вспоминают "кварцевую революцию" 70-х годов

    Хотя главными героями шоу в Женеве и Базеле являются гениальные часовщики, за кулисами выставок всегда присутствуют и продюсеры индустрии — владельцы компаний. Несмотря на то, что часовой бизнес в Швейцарии до сих пор считается делом семейным, в последние годы растет вес специализированных холдингов и групп. Они скупают мануфактуры и получают контроль над бывшими семейными марками. А все потому, что разработка, производство и продвижение новых моделей обходится все дороже.

    Современный ландшафт швейцарской часовой промышленности сформировался под влиянием так называемой "кварцевой революции" 70-х. И хотя с момента ее окончания минуло 30 лет, любое напоминание о событиях того времени вызывает у представителей индустрии суеверный ужас.

    Семидесятые были для часовой отрасли, до сих пор остающейся третьей по значимости статьей швейцарского экспорта (после машиностроения и фармацевтической промышленности), форменным кошмаром. Доля швейцарцев в мировом часовом производстве опустилась с 40 процентов в 1970 г. до 17 процентов - в 1981 г. Причиной был успех фирм из Японии, которым удалось благодаря революционному снижению издержек сбить цены на свою продукцию. Мировое увлечение кварцевыми часами со светодиодной и жидкокристаллической индикацией также не способствовало процветанию фирм, которые выпускали традиционную стрелочную "механику".

    Вполне возможно, что швейцарские часы превратились бы в динозавров, ибо они заняли высшую рыночную нишу стоимостью свыше 700 тогдашних - более чем полновесных - франков. Молодые конкуренты не посягали на пьедестал престижа, однако в количественном и стоимостном выражении они доминировали.

    Ситуацию спасло судьбоносное вмешательство Николаса Хайека и запуск массового продукта, самим названием пропагандирующим Швейцарию. Это были знаменитые пластиковые часы Swatch, которые первоначально продавались за 40 франков. В середине 80-х отрасль начала выкарабкиваться, чему способствовал всплеск интереса к традиционным механическим часам со стороны появившихся "яппи" - молодых городских профессионалов, сделавших дорогие часы одним из главных атрибутов престижа. Так начался "механический Ренессанс", который продолжается до сих пор.

    Бенефициарами нового порядка стали возникшие на волне "кварцевой революции" часовые холдинги. Созданная Хайеком Swatch Group владеет марками, представляющими весь ценовой диапазон: Breguet, Blancpain, Glasshutte Original, Jaquet Droz, Le´on Hatot, Omega, Rado, Longines, Tissot, Certina, Mido, Hamilton, Balmain, ck watch, Flik-Flak (детские часы) и собственно Swatch. Кроме того, группе принадлежат фабрики ETA и Frederic Piguet, производящие механизмы, которые продаются сторонним компаниям для установки в часы других брендов, а также производства важнейших часовых компонентов (в частности, почти монопольный производитель балансовых пружин Nivarox). Последнее по времени приобретение Swatch Group - легендарная американская ювелирная марка Harry Winston, среди прочего имеющая собственное часовое производство в Швейцарии.

    Если кто-то и составляет ощутимую конкуренцию всесильной Swatch Group, так это другой крупнейший игрок часового рынка - группа Richemont, принадлежащая южноафриканской семье Рупертов. За 30 лет компании удалось консолидировать множество марок высшего ценового диапазона: Cartier, Piaget, Vacheron Constantin, Montblanc, Panerai. Richemont схлестнулась с Swatch Group, когда на продажу были выставлены три часовые компании, обладание каждой из которых, будь то A.Lange & Jaeger-LeCoultre или IWC, сделало бы честь любому промышленнику. Победителем стала Richemont, уплатившая рекордную цену, более чем в восемь раз превышающую совокупный годовой оборот трех фирм. Среди покупок последнего десятилетия - великолепно оснащенная часовая мануфактура Roger Dubuis и знаменитая ювелирная компания Van Cleef & Arpels. Richemont всячески подчеркивает высокий статус принадлежащих ей марок. Именно они составляют основу экспозиции закрытого для публики, отчасти в пику демократичному Базелю, Салона высокого часового искусства SIHH в Женеве.

    Третий по значимости участник рынка - французский конгломерат LVMH (Louis Vuitton Moët Hennessy). Крупнейший в мире производитель предметов роскоши пришел в часовой бизнес уже в XXI веке, cкупив марки TAG Heuer, Zenith, Hublot, Montres Christian Dior и парижский ювелирный дом Chaumet. Серьезность планов нового игрока подтвердилась, когда он объявил о приобретении итальянской ювелирной империи Bvlgari, которой в начале нулевых удалось расширить свое присутствие в часовой отрасли, присоединив ранее принадлежащие основавшим их часовщикам - новаторам марки Daniel Roth и Gerald Genta.

    Совсем недавно по стопам LVMH отправился и его заклятый французский конкурент PPR, только что изменивший название на Kering. Владелец таких всемирно известных модных брендов, как Gucci, Saint Lauren и Brioni, уверенно вошел в сектор, став владельцем почтенной часовой мануфактуры Girard-Perregaux и ювелирного дома Boucheron.

    История

    Император Хайек и его наследники

    Уроженец Ливана Николас Джордж Хайек занялся часовым бизнесом почти случайно, хотя большую часть жизни он провел в Швейцарии, приехав туда в возрасте 20 лет. Будучи уже вполне состоявшимся (и состоятельным) 53-летним управленческим консультантом, в 1981 г. Хайек был приглашен группой швейцарских банкиров для консультаций по поводу судьбы национальной часовой промышленности. Результаты проведенного им анализа ситуации вошли в учебники маркетинга под названием "пирога Хайека".

    Вся продукция мировой часовой индустрии была разбита на три сектора по стоимости. Высший сектор заняли часы стоимостью свыше 700 франков (верхняя "лепешка" пирога), в середине оказались часы стоимостью от 100 до 700 франков, а в основании - ниже 100 франков. Как оказалось, доля швейцарцев вверху составляла 98%, в середине - 1,5%, а внизу - 0,5%. Основание отсутствовало, и сам "пирог" по этой причине грозил завалиться набок. По мнению Хайека, с которым не без колебаний согласились и нанявшие его инвесторы, причиной стало отсутствие в Швейцарии производства дешевых и, как следствие, массовых - часов.

    Так на свет появилась концепция знаменитых Swatch, выпуск которых начался 1 марта 1983 г. Кроме того, по инициативе Хайека в одну компанию были объединены две крупнейшие в то время швейцарские часовые группы - ASUAG (из известных марок ей принадлежал Longines) и SSIH (Оmega и Tissot). Часовой бизнес настолько захватил Хайека, что он решил посвятить ему остаток жизни. После получения в 1985 г. контроля над объединенной компанией, новые владельцы, основным из которых был Хайек, изменили ее название на SMH. В 1986 г. Николас Хайек стал председателем совета директоров и президентом холдинга SMH, который спустя 13 лет сменил имя на нынешнее - Swatch Group. Харизматичный и жесткий управленец Хайек быстро стал "лицом" отрасли, чему способствовали не только принимаемые им глобальные решения, но и определенная доля эпатажа: он любил появляться на публике в 5-6 часах принадлежащих ему марок одновременно.

    Помимо часов, Хайек инвестировал и в другие высокотехнологичные проекты. Так, ему, например, принадлежит идея и разработка первоначальной концепции микроавтомобиля Smart, который должен был стать аналогом Swatch в автоиндустрии. В конце концов проект был выкуплен и успешно реализован немецкой корпорацией Daimler.

    Еще при жизни Хайек активно привлекал к работе в Swatch Group своих наследников, поэтому кончина основателя 28 июня 2010 г. не стала фатальной для выстроенной им компании. Заботам сына Николаса Хайека-младшего поручен "локомотив" в лице марки Swatch, дочь Найла возглавляет недавно приобретенную компанию Harry Winston, а племянник Марк отвечает за марки высшего ценового диапазона (Breguet, Blancpain, Jaquet Droz).

    Поделиться