В фотоцентре братьев Люмьер покажут вторую часть "Московских историй"

"Московские истории. ХХ век. Часть II". 27 июня - 8 сентября, Центр фотографии имени Братьев Люмьер.

Центр фотографии имени братьев Люмьер составил вторую часть "Московских историй..." минувшего века. Первая была показана два года назад и представляла работы лучших российских фотографов, снимавших столицу с 1900 по 1957 год. Сегодня - продолжение проекта, предлагающего фотографию как путеводную нить для путешествий в прошлое не только Москвы, но и страны, и ее жителей. Итогом его стал выпуск альбома "Московские истории. ХХ век", объединившего работы более сорока известных авторов, в том числе Бориса Игнатовича и Аркадия Шайхета, Михаила Трахмана и Николая Рахманова, Александра Устинова и Владимира Богданова, Игоря Пальмина и Сергея Борисова... В альбом и выставку вошли и работы фотографа "РГ" Виктора Васенина.

"Самое иррациональное на свете..., неусвояемое и загадочное, - это время", - заметила Сьюзан Зонтаг. Фотография в таком случае - своего рода приручение времени. Попытка если не подчинить его, то вычленить фрагменты, обнаружить их смысл, выстроить последовательность и... полюбить эту вечно незавершенную коллекцию мгновений прошлого. Фотография оказывается на пограничной территории между историей и памятью, документом и эмоцией, прошлым и будущим. Фотография города эту буферную зону превращает в карту. В сокровище, которое становится тем ярче и драгоценнее, чем больше ты с ним делишься-обмениваешься...

Отчасти "Московские истории..." Центра фотографии имени Братьев Люмьер - это возможность создать и разделить с другими эту "карту памяти". Она дает возможность обнаружить изменение знакомых мест. Например, Манежной площади, пустынной, как на снимке Наума Грановского в 1960-е годы, или запруженной народом, как 23 августа 1991-го на фото Юрия Борисова... Место действия, кажется, тут превращается в действующее лицо. Структурированное пространство города - в стихию.

Не менее знаковым становится изменение самой уличной толпы. Стрит-фотография превращается в бесценный документ времени. На снимке 1960-х годов Юрия Кривоносова "У березки" никаких деревьев не найти. Зато над головами прохожих видна вывеска ювелирторга "Березка". Впрочем, не она одна привлекала внимание репортера. В толчее центральной улицы выделяется молодой человек в костюме с иголочки, стремительно шагающий с тротуара. Для фотографа он был "белой вороной". Почти полвека спустя он выглядит вполне современно. Более экзотичными сегодня кажутся офицер в хромовых сапогах и кителе, молодой отец с младенцем на руках, покупательницы с авоськами...

Наконец, время отпечатывается в стилистике фотографии, в выборе объектов и ракурсе съемки. Дело не только в эффектности приема (как, например, в съемке Николая Рахманова входа в гостиницу "Россия"), но и в интонации снимка. Скажем, фотография "Свидание" (1963) Леонида Лазарева превращается в иронический скетч, в котором девушка напрасно ждет ухажера, в то время как на театральной тумбе у ее ног афиша фильма сообщает "Н.С. Хрущев в Бирме". Десятью годами раньше такое фото, сопрягающее мелодраму, политический вояж руководителя партии и иронию, невозможно было бы представить.