В Ницце Жерар Депардье представил свою новую работу в фильме "Распутин"

"Раньше приезжали в Ниццу русские цари, царицы. А сегодня тот beau monde заменил Госфильмофонд", - четверостишие, вовсю гулявшее в июне по Английской набережной в Ницце, если не примиряло полностью, то хоть как-то объясняло огромные очереди около залов французской Синематеки и Акрополиса, где проходили дни российского кино.

Уникальное архивное кино в программе, многочисленная русская диаспора на побережье, визит большой делегации российских кинематографистов в Ниццу с возможностью беспрепятственного общения с ними. Наконец, премьера фильма "Распутин" с Жераром Депардье в главной роли и с Николаем Бородачевым в новой для себя роли киносопродюсера - ажиотаж вокруг программы "Романовы и Россия", приуроченной к 400-летию воцарения Дома Романовых на российском престоле и представленной Госфильмофондом во Франции при активном культурном содействии Жерара Депардье и городских властей Ниццы, был, конечно, заранее прогнозируем. Но все же не до такой зашкаливающей превосходной степени, чтобы в конце мероприятия мэр города Ниццы Кристиан Эстрози в порыве благодарности обратился к генеральному директору Госфильмофонда Николаю Бородачеву с просьбой сделать такие кинодни Госфильмофонда во Франции постоянными и ежегодными. Наши не возражали - первый опыт хоть и был организационно тяжелым, но оставил массу позитивных художественных и эстетических впечатлений. А что особенно поразило французов, от которых напрямую зависело, приживется ли сейчас на постоянной основе российское кино во Франции - можно делать предположения. Ведь удивить их было сложно: в национальной Синематеке Ниццы, открытой в 1976 году с целью знакомства широкой французской публики с мировым кинематографическим наследием и с 2005 года вошедшей в Международную федерацию киноархивов, ежегодно показывается от 350 до 400 фильмов - расписание более чем плотное. Но для демонстрации редчайших подлинников из Государственного фонда кинофильмов России нашлось и время, и место, и лучшие залы. С пальмами, обрамляющими экран, невероятно удобными креслами, новейшей аппаратурой и с роялем для потенциального тапера. Ведь самые большие аншлаги наблюдались именно на показах немого кино, которое в Интернете не обнаружить.

Из наших соотечественников здесь без запинки произносят фамилии Карена Шахназарова, Павла Лунгина и Михаила Калатозишвили. После дней Госфильмофонда лексикон французов, неравнодушных к русской кинокультуре, существенно пополнился: Марлен Хуциев, Вадим Абдрашитов, Александр Прошкин, Николай Бурляев, Александр Митта, Светлана Дружинина в компании с Ириной Мазуркевич, Львом Прыгуновым, Алексеем Петренко, Ириной Мирошниченко, Еленой Драпеко, Лидией Федосеевой-Шукшиной, Ией Нинидзе и Святославом Бэлзой представляли Россию во Франции. "Для Ниццы кинематографическое чествование 400-летия Дома Романовых символизирует узы, связывающие Ниццу с Россией как в прошлом, так и в настоящем, - подчеркивал в приветственной речи мэр Ниццы Кристиан Эстрози. - Благодарю правительство Российской Федерации и Госфильмофонд России за эту новую инициативу, которая позволит, отдавая дань прошлому, строить будущее под знаком кино..." "В истории российско-французских связей страницы, посвященные Ницце, почти все безмятежны, - замечал генеральный директор Госфильмофонда Николай Бородачев. - Они давно принадлежат обеим культурам - французской и русской. Выбор в XIX веке императрицей Марией Федоровной этих благословенных мест для отдохновения на многие годы вперед предопределил пребывание здесь русской колонии, равно как он предопределил проведение и нашего киномероприятия, имеющего общее название "Романовы и Россия". В нашей кинопрограмме были представлены дореволюционные киноленты, фильмы советского периода и нового времени. Каждый из них уже стал раритетом и документом своей эпохи, будь то игровые киноленты, анимация для детей или кинохроника... Госфильмофонд располагает одной из лучших кинематографических коллекций, насчитывающей более 70 тысяч наименований фильмов. А это без малого 1 миллион роликов фильмового материала, от снятых во Франции в 1895 году немых картин братьев Люмьер до современных российских и зарубежных произведений киноискусства... Все мы понимаем, что нам доверена народная память, богатейшее наследие и то, что Госфильмофонд обладает бесценной коллекцией, не уступающей по значимости Лувру, Эрмитажу или Третьяковской галерее. С годами значение и потребность в нашей коллекции только возрастает, и наша задача - эту коллекцию хранить. И этому посвящены вся жизнь и труды работников Госфильмофонда..." В России это как аксиома. То, что об этом узнали и во Франции, - закономерность, которая теперь обещает стать постоянным украшением российских сезонов на Лазурном Берегу. Жерар Депардье это гарантировал.