23.06.2013 16:20
    Поделиться

    В Москве прошло богослужение перед иконой "Троица" Андрея Рублева

    В День Святой Троицы в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее прошла Божественная Литургия и Великая Вечерня с чтением коленопреклоненных молитв перед образом Святой Троицы письма преподобного Андрея Рублева.

    Троица Ветхозаветная с клеймами. Фото: Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

    Знаменитый образ "Ветхозаветная Троица" или "Троица Рублева", написанная  Андреем Рублевым для Троице-Сергиева монастыря по заказу его настоятеля игумена Никона предположительно между 1408 и 1425 гг., -  величайший шедевр мирового уровня. Икона хранится в Третьяковской галерее и смотрители музея знают, как верующие пытаются приложиться к ней, что в музее, конечно, не разрешено. И вот, накануне Дня Святой Троицы, вечером 21 июня, когда по церковному календарю начинается день Троицкой вселенской родительской субботы, прославленный образ рублевской "Троицы" был торжественно вынесен из зала постоянной экспозиции Третьяковской галереи в храм святителя Николая.  Такое событие - перенос чудотворного образа - происходит только раз в году, на праздник Троицы, с тем, чтобы верующие в течение трех дней - Троицкой вселенской родительской субботы, Троицы и Духова дня (понедельника, следующего за Троицей) - могли поклониться великому образу.

    Впервые то, что Бог существует в трех Лицах, было открыто людям еще в Ветхом Завете, когда Аврааму и его жене Сарре явился Господь "у дубравы Мамре" (Быт. 18. 1-16). Как сказано в Книге Бытия: "Авраам и Сарра были стары и в летах преклонных". Дальше Библия рассказывает,  как произошло это явление: Авраам "возвел очи свои, и взглянул, и вот три мужа стоят против него". Так явился Аврааму Господь. Он встретил этих "трех мужей", приготовил им обед, и тогда Они спросили Авраама: "Где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре". И дальше читаем: "И сказал один из них (слова "один из них" в тексте выделены, подчеркивая то, что Господь явился в трех лицах): "Я опять буду у тебя в это же время, в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей". Сарра, слышавшая эти слова Господа, "внутренне рассмеялась, сказав: "Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение?"". "И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра? ...Есть ли что трудное для Господа?"" И действительно, у Авраама и Сарры в назначенный срок родился сын Исаак, от которого, как это и обещал Аврааму Бог, произошел великий народ и потом именно в потомстве Исаака рождается Иисус Христос.

    Главная икона праздника Троицы, которую в этот день выносят в центр храма - "Ветхозаветная Троица" -  как раз и изображает явление Святой Троицы Аврааму и Сарре у Мамрийского дуба. И сам дуб мы видим за спиной центрального ангела.

    Рублевскую "Троицу" называют богословием в красках. Потому что законченная изобразительная форма гениальной иконы говорит нам на языке художественного образа о неслиянности и нераздельности Трех Ипостасей Святой Троицы - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа - об  их единосущности. В праздник Троицы верующие вспоминают  о том, что в этом мире нам явилась полнота всех Трех Ипостасей Творца.  И главная икона праздника каким-то невероятным образом открывает для нас, часто людей богословски непросвещенных, сложнейший постулат - о неразделимости и одновременно неслиянности всех Трех Лиц Бога.  

    Композиция иконы строится на принципе круга, и мысль всматривающегося в Троицу тоже движется по кругу, точнее, мы будто не в силах выйти за его пределы. "На светлом (изначально золотом) фоне изображены три Ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний Ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым ангелом - гора, за левым - палаты. Головы Ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи - будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше - голова тельца, знак жертвы.

    Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Средний Ангел благословляет чашу, сидящий одесную его принимает ее, Ангел, расположенный по левую руку от среднего, словно подвигает эту чашу тому, кто напротив него. Основной смысл образа прозрачен - в недрах святой Троицы идет совет об искуплении человечества". ( И. К. Языкова "Богословие иконы"). И тут удивительная вещь. Обычно на иконе одна из фигур обязательно смотрит на молящегося: например, если Богомладенец смотрит на Богородицу, то Сама Мария будет смотреть не на Своего Сына, а на нас, верующих, отвечая нашему устремленному на Нее молитвенному взгляду. Таков принцип иконописи: икона вовлекает молящегося в свое пространство. У Рублева этот закон нарушается. Почему? Зачем? Все Ангелы рублевской "Троицы" обращены друг к другу неслучайно. Замкнутость круга общения, когда Ангелы склоняются друг к другу и к чаще, когда даже их взгляды образуют круг… Предстоящий перед иконой втягивается внутрь ее, взгляд невольно фокусируется на чаше - чаше жертвы. И еще один момент -  минимализм иконы, когда убраны лишние детали. У Рублева все работает на то, чтобы возвысить икону от изображения конкретной ситуации - явления Трех Ангелов Аврааму и Сарре у дубравы в Мамре до художественного проникновения в Тайну. Тайну предвечности Бога. Тайну Троичности Бога. Трое сидят за столом и ведут молчаливую беседу. Единство связывает Их: Они - трое, но одновременно Они - одно. Непостижимо, но, одновременно, и абсолютно, истинно, безусловно. Святой Григорий Богослов так сформулировал этот важнейший постулат христианства - исповедание Троицы: "Оно есть Трех Бесконечных бесконечная соестественность, где и каждый умосозерцаемый сам по себе есть Бог, как Отец и Сын, Сын и Дух Святой, с сохранением в каждом личного свойства, и Три, умоопределяемые вместе, - также Бог; первое по причине единосущия, последнее по причине единоначалия. Не успею помыслить об Едином, как озаряюсь Тремя. Не успею разделить Трех, как возношусь к Единому. Когда представляется мне Единое из Трех, почитаю сие целым. Оно наполняет мое зрение, а большее убегает от взора, не могу объяснить его величия, чтобы к оставшемуся придать большее. Когда совокупляю в умосозерцании Трех, вижу единое светило, не умея разделить или измерить соединенного света". Но то, что звучит как сложнейшая догматика, пусть и изложенная четким языком святого - языком святого Григория Богослова, с очевидной ясностью становится зримым и понятным даже для самого непросвещённого человека, когда он смотрит на шедевр русской иконописи - рублевскую "Троицу".

    А еще рублевская "Троица" раскрывает нам тайну  будущей жертвы Христа во искупления человечества. "Ангелы несомненно сидят вокруг литургического престола (в нем видна даже выемка, использовавшаяся в старогреческих алтарях для помещения внутрь престола частицы мощей),  -  пишет протодиакон Андрей Кураев. -  В чаше, что стоит на престоле, видна голова тельца. Телец - символ жертвы (не случайно символом Евангелия от Луки, где более всего подчеркивается жертвенность служения Христа, станет телец). Средний Ангел разрывает круг совета, Его рука вырывается из него и благословляет Чашу. Этот Ангел облачен в сине-красные одежды, в иконографии традиционно усвояемые Христу. "Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?" (Ис. 6:8)".

    Так нам открывается еще одна тайна Бога - тайна  бесконечной Божественной Любви к нам, когда Он из любви к людям посылает Своего Единородного Сына в наш мир - жертва, искупляющая человечество, жертва, выкупающая человечество из плена греха.  Конечно, икону недостаточно просто рассматривать - взглядом праздного любителя живописи, взглядом искусствоведа. Только молитвенное предстояние может приблизить нас к этой великой тайне, которая некогда, по Божьей милости,   открылась святому иконописцу Андрею Рублеву. Шедевр русской иконописи будет открыт для всех верующих еще сегодня вечером и завтра, во время Божественной Литургии, в храме святителя Николая, что в Толмачах.

    Поделиться