Их командировка в Россию предусмотрена международным Договором "Открытое небо". Районы инспекции заранее согласованы с нашими генералами. Маршруты полетов ограничены по расстоянию, но хозяевам строго-настрого запрещено что-то скрывать от иностранных контролеров. Окажется пути секретная воинская часть, - фиксируйте ее на пленку. Но не просите экипажи приземлиться возле гарнизона. Что называется, потрогать руками чужое оружие и технику вам никто не позволит.
- Смысл воздушных инспекций сводится к предотвращению внезапных атак на сопредельные территории. Подписанный в Хельсинки 24 марта 1992 года договор разрешает инспекторам фиксировать передвижения войск и кораблей, а также снимать любые объекты армейской и флотской инфраструктуры, - объяснили корреспонденту "РГ" в российском военном ведомстве.
Для работы в нашем небе на этой неделе используют турецкий самолет наблюдения CN - 235, причем на его борту будут присутствовать и российские военные. Между прочим, все инспекционные летательные аппараты не имеют вооружения, зато оборудованы различной аппаратурой контроля. По договору на борту можно иметь видео, оптические, панорамные и кадровые камеры, инфракрасные аппараты строчной разверстки и радары с синтезированной аппаратурой для съемки днем и ночью при любой погоде. Главное требование к снимкам и видеоматериалам - чтобы на них четко распознавались основные виды военной техники. Копию таких съемок имеет право затребовать каждый участник Договора "Открытое небо".
Это соглашение нашу страну в целом устраивает. Но военные говорят, что там существуют определенные перекосы. Например, квота воздушных инспекций над Россией и Белоруссией составляет 42 полета в год. Аналогичная картина с контролем территории США. Однако в прошлом году нас проверяли 37 раз (больше не получилось по погодным и техническим причинам), а американцев - только восемь. Великобританию инспектировали трижды, Германию и Францию - дважды. В разговоре с корреспондентом "РГ" замминистра обороны РФ Анатолий Антонов так объяснил странную ситуацию с воздушными инспекциями. Дело не в том, что на Западе не пускают к себе международных контролеров. Просто там решили, что среди "своих" и такого количества инспекций вполне достаточно.
- Главную нагрузку в выполнении этого Договора несет Россия. Мы не отказываемся от своих обязательств, но призываем использовать такие инспекции для проверки действительно чувствительных моментов. Например, сосредоточения группировок и перебросок войск. То есть факторов, которые действительно влияют на безопасность государства. Мы считаем, что нужно отказаться от идеи контроля ради самого контроля и дополнить его мерами реального сотрудничества - совместных учений, взаимных визитов и других форм взаимодействия, - подчеркнул Антонов.