"Стук Бамбука В XI Часов": Загадочные звуковые полотна из Ижевска

Затейлив и многогранен перестроечный советский андеграунд!

И чего там только не встретишь! И результаты экзистенциальных экспериментов Игоря Федоровича Летова со товарищи, и мало кому сейчас, к сожалению, известное масштабное явление авангардистов из УССР ("Раббота Хо", "Казма-Казма", "Иванов Даун", "Цукор Біла Смерть", "Коллежский Асессор" и другие), и необычный творческий дуэт "Отряд имени Валерия Чкалова" (ставший известным только благодаря фильму "Асса" с песней "ВВС" уже под вывеской "Союз Композиторов"), а ведь есть еще такие знаменитые и не очень коллективы как "ДК", "Странные Игры", "Тупые", "Николай Коперник", "Стереозольдат", "Оберманекен"… Перечислять имена этих великих классиков, взваливших в то непростое время на себя бремя конструирования нового отечественного авангарда в густой тени запатентованных "русских рокеров" (а кто-то, как Летов, - в тени собственных более понятных молодежи проектов), можно очень долго. А комплексное исследование явления советского авангардного подполья еще ждет своего исследования. Поэтому пока лучше остановиться на творчестве одной из таких групп.

Деятельность ижевского ансамбля "Стук Бамбука В XI Часов" пришлась на самый конец перестройки. Тогда, в 1991 году, вышел их единственный полноформатный альбом. Трое очарованных сюрреалистической литературой романтиков - Дмитрий Носков, Василий Агафонов и Константин Багаев, - не владевших, как и положено, ни одним человеческим музыкальным инструментом, однажды начали вместе заниматься созданием звуковых полотен. Материал для этого молодым аудиохудожникам предоставляли примитивная советская электроника и случайные записи звуков перестроечного быта, собранные с придирчивостью заядлого коллекционера.

Небезосновательно рассудив, что "экспериментальное звукоизвлечение" представляет собой "более интересное занятие", чем сочинение обычных песен (а к такому выводу по эту сторону "железного занавеса" приходили немногие), ребята взялись за дело. Вскоре к ним присоединилась необычная девушка Татьяна Ерохина, чье академическое музыкальное образование, как ни странно, не помешало ей влиться в коллектив и стать его голосом. Ее отрешенный и печальный вокал как нельзя лучше подошел для тревожной и на первый взгляд бессмысленной лирики, звучащей на фоне психоделического полуакустического эмбиента. Уже название пластинки - "Легкое дело холод" - предупреждает о том, что восприятие происходящего на записи должно проходить на уровне ассоциаций при полной эмоциональной открытости. И тогда звуки начнут визуализироваться, а впечатление от услышанного будет очень сильным - таким, что волосы дыбом встают, а неопределенная тревога в конце концов превращается в болезненную тоску. Объявление об уходе из группы Носкова, видимо, предопределило судьбу вскоре распавшегося коллектива. Но не повлияло на настроение писавшегося как раз в то время материала для альбома. Разве что вторая часть пластинки звучит еще несколько мрачнее.

В знаменитой книге "Сто магнитоальбомов советского рока" Александра Кушнира приводятся слова Ерохиной, которая подчеркивала, что если бы у участников группы все было хорошо в жизни, этот альбом бы просто не состоялся. Многие настоящие шедевры именно так и рождались, а альбом "Легкое дело холод" - бесспорно, самый настоящий шедевр.