Ученые давно бьются над странным парадоксом. С одной стороны, каждые десять лет показатель интеллекта (IQ) подскакивает в среднем на три пункта. Человечество, казалось бы, очевидно умнеет. С другой - люди сплошь и рядом поражают глупыми поступками.
Долгие годы считалось, что уж где-где, а в экономике человек всегда поступает по уму, рационально. Однако американские ученые Даниэл Канман и Эймос Тверски показали, что это заблуждение. Многие наши решения алогичны, иррациональны, не поддаются никакому объяснению. Это открытие настолько поразило научный мир, что ученые были удостоены Нобелевской премии по экономике.
Куда категоричней Джеральд Крабтри из Стэнфордского университета. Он настаивает, что пик своего интеллекта человек достиг 2-6 тысяч лет назад. А с тех пор только деградирует. Логика рассуждений довольно проста. Раньше от способности соображать напрямую зависела жизнь нашего предка. Те, у кого из-за каких-либо мутаций интеллект был снижен, редко выживали, а значит, не давали обильного потомства. Словом, "тупые" вымывались естественным отбором.
Цивилизация в корне изменила ситуацию. Человек редко рискует жизнью, на "блюдечке" получает и пищу, и вещи, и информацию. Ему не надо каждодневно проходить жесткий тест на интеллект, а значит, и на выживание. Это дало шанс тугодумам, которые передают свои "плохие" гены по наследству и портят мировой генофонд. Но этого мало. Современный человек неправильно размножается. Чем умней, тем меньше заводит детей. А раз ум во многом зависит от генетики, то, по логике Крабтри, IQ человечества должен снижаться.
Но он растет! Как объяснить этот парадокс? Есть такая версия. Интеллект зависит не только от генов, но и от условий жизни. Хотя Крабтри, скорее всего, прав, и цивилизация действительно "портит" ответственные за интеллект гены, но это компенсируется и даже перекрывается образованием, высоким спросом на него, улучшением медицины и т. д.
Свой аргумент в споры внес шведский ученый Майкл Вудли. Он решил найти инструмент, чтобы сравнить интеллект современного человека и наших предков. Для этого отсек все, что связано с условиями жизни, оставив только зависимость от генов. Критерий для сравнения -- скорость реакции на какой-то раздражитель. Она напрямую зависит от генов и в то же время связана с IQ. Вудли оценил данные исследований нескольких тысяч людей, которые получены в XIX веке, и аналогичные показатели в XX. Вывод для наших современников неутешителен: скорость реакции снижается. Вудли подтвердил вывод Крабтри: генетически мы глупеем. И, тем не менее, показатели IQ ползут в гору. Не зря вождь настаивал: учиться, учиться и еще раз учиться.
Однако рано радоваться. Многие ученые считают, что IQ никакого отношения к уму не имеет. Скажем, если бы индейцы майя разработали свой тест на интеллект, мы бы с треском провалились. То есть все зависит от самого условия теста. В IQ больше всего "весят" задачи на абстрактное мышление. А раз так, то рост коэффициента интеллекта не означает, что люди становятся умней. Просто меняется мышление, оно подстраивается под требования времени. Во времена технической революции, появления новых профессий требуется умение мыслить абстрактно.
Интересный пример приводил в свое время известный советский психолог Александр Лурия. Он сказал крестьянам: "Там, где всегда снег, медведи всегда белые. На Северном полюсе всегда снег, а какого цвета там медведи?" Ему ответили, что никогда не видели никаких медведей, кроме бурых. Ответ не означает, что крестьяне были глупыми, они просто не поняли абстрактного вопроса. В их жизни требовались совсем иные навыки. Отсюда следует очевидный вывод: IQ вообще не измеряет умственные способности, он всего лишь показывает, насколько современным становится наше мышление.
Но если для оценки интеллекта ученые имеют хотя бы какой-то измеритель, то глупость брошена на произвол, остается бесхозной. Ее решил "подобрать" канадский ученый Кейт Стейкович. Он замахнулся на то, чтобы создать "детектор глупости". Задача кажется неподъемной. Ведь, к примеру, Флобер сетовал: "Если Земля имеет границы, то человеческая глупость беспредельна".
Как подступиться к бесконечности? Кейт Стейкович начал с самого простого. Для измерения человеческой глупости он создает специальные тесты, которые выявляют склонность человека совершать необдуманные, иррациональные поступки. Свой "метр" он назвал коэффициент рациональности. Принципиально важно, что он не зависит ни от генов, ни от питания, ни от уровня медицины, а только от метода мышления.
Исследованиями Стейковича особенно заинтересовались финансисты и экономисты. Подтолкнул их мировой экономический кризис. Его главной причиной, по мнению многих ученых, стал так называемый "функциональный идиотизм". Речь идет о правилах для персонала, которые установлены во многих компаниях. По сути, они просто-напросто подавляют знания и умения высококвалифицированных сотрудников. В итоге они принимают нерациональные, а значит, глупые решения. Это еще раз подтверждает опасение, что особенно опасна глупость людей с высоким IQ, так как они чаще занимают высокие посты.
Ряд ученых утверждает, что человек глупеет, так как и его мозг, и некоторые его части уменьшаются. Так, у неандертальцев мозг имел объем более 1500 см3, а у нынешних людей в среднем 1350-1425 см3. Но с другой стороны, известно немало великих людей и с большим, и с маленьким мозгом.
- Мы до сих пор не знаем, как работает мозг. Никаких серьезных работ о связи между его размерами, той или иной его частью и умственными способностями мне неизвестно. В СССР этим занимались 70 лет, создав специальный институт, но никаких доказательств не получили. Если бы кто-то сумел найти такую связь, вполне возможно получил бы Нобелевскую премию", - сказал "РГ" директор Института мозга человека РАН член-корреспондент РАН Святослав Медведев.