Сегодня производственная система ГАЗ стала самым узнаваемым брендом в стране в области организации управленческих процессов. Ее изучают и активно внедряют не только предприятия промышленной отрасли, но и компании из других сфер экономики. Уникальность производственной системы ГАЗ в том, что она меняет подход самого человека к организации труда, своего рабочего места, призывает думать, как исключить лишнюю работу, не добавляющую ценность продукту, и делает процесс улучшений постоянным. Используя инструменты производственной системы и запуская механизм снижения издержек, предприятия добиваются кардинального роста производительности труда, повышения качества продукции и комфорта рабочих мест без дополнительных затрат. В результате внедрения принципов бережливого производства на предприятиях "Группы ГАЗ" увеличился суточный темп выпуска продукции, производительность труда выросла в 4 раза, производственные площадки были сжаты на 100 тыс. кв. м при сохранении необходимых мощностей. Ежегодный экономический эффект от снижения затрат, достигаемого благодаря производственной системе, составляет для "Группы ГАЗ" от 500 до 700 млн руб.
Сегодня производственные цеха Горьковского автозавода похожи на высокотехнологичные лаборатории. Современное оборудование, площадки аудита качества готовой продукции, аналогичные тем, какие можно увидеть на предприятиях международного автопрома, операции на конвейере и движения рабочих вымерены посекундно. Более десяти лет назад здесь было все иначе: вдоль конвейеров тянулись вереницы больших металлических стеллажей - тары для хранения комплектующих, а только что собранные автомобили отправлялись не на продажу, а к слесарям-дефектчикам: они приводили в порядок машины после конвейерной сборки. Впрочем, на других предприятиях России ситуация обстояла ничуть не лучше, поэтому общее положение дел воспринималось как совершенно нормальное.
В 2003 году председатель наблюдательного совета группы "Базовый элемент" Олег Дерипаска принял решение внедрить на ГАЗе передовой международный опыт производственной системы компании Toyota. Команда ГАЗа изучила принципы бережливой организации труда, реформаторы активно начали внедрять их на ГАЗе, создавая при этом собственную концепцию бережливого производства.
Таким образом, производственная система ГАЗ стала неотъемлемым элементом всех процессов на предприятиях "Группы ГАЗ" - от закупок материалов и до продаж готовой продукции. Базовые подходы и инструменты производственной системы используются в процессе освоения и выпуска новых продуктов: коммерческих автомобилей "ГАЗель БИЗНЕС" и "ГАЗель NEXT", автобусов "ЛиАЗ", "ПАЗ" экологического класса "Евро-4" и "Евро-5", автобусов "ГолАЗ" для обслуживания участников и гостей Олимпиады-2014 в Сочи, линейки современных дизельных двигателей ЯМЗ-530 и ЯМЗ-650.
Секрет успеха производственной системы ГАЗ обсуждали на "круглом столе", организованном "Российской газетой", представители крупных российских компаний "Базовый элемент", "Росатом", КАМАЗ, Сбербанк России, Банк ВТБ и др., сотрудники которых прошли практическое обучение принципам производственной системы на площадках Горьковского автозавода и сегодня активно применяют этот опыт в своих компаниях.
Игорь Медведев, председатель комитета по ПС компании КАМАЗ, рассказывает: "Увидев, как работает производственная система на ГАЗе, генеральный директор КАМАЗа отправил на Горьковский автозавод всех топ-менеджеров своего предприятия учиться".
"Если бы не существовало производственной системы ГАЗа, вряд ли и производственная система "Росатома" появилась бы в том виде, в каком она существует сейчас", - говорит Владимир Колесников, руководитель проекта ПСР корпорации "Росатом".
Валентин Морозов, руководитель департамента производственной системы Сбербанка РФ уверен, что избавить клиентов от очередей в отделениях банка удалось "благодаря тому, что с 2009 года работа в Сбербанке организована в соответствии с принципами производственной системы, самые главные из которых - "Думай о заказчике" и "Люди - наш самый ценный актив".
Всего же тренеры "Группы ГАЗ" за эти годы обучили бережливому производству более двух тысяч сотрудников сторонних компаний и более 40 тысяч специалистов холдинга. И это дало свои результаты. Например, в цехе автоматов производства арматуры, колес и рулевых управлений ОАО "ГАЗ" (входит в Дивизион "Автокомпоненты" "Группы ГАЗ") создана ячейка единичного потока механической обработки трех наименований деталей (корпус пневмоусилителя, диск, крышка пневмоусилителя), имеющих одинаковое время такта. Ранее операция распределялась на отдельные потоки, создавались большие межоперационные запасы, применялась энергоемкая крупногабаритная моечная машина, операторы работали с низкой загрузкой. Сейчас в ячейке - девять станков и единичная мойка, которую обслуживает один человек. Внедренные усовершенствования позволили сократить время протекания процесса в 8 раз, повысить производительность в 3 раза, повысить качество продукции, улучшить условия труда.
Производственная система уже встроена в учебный процесс профильных учебных заведений для подготовки инженеров и специалистов в соответствии с потребностями ГАЗа: в Нижегородском государственном техническом университете (НГТУ) им. Р.Е. Алексеева ГАЗ открыл первую кафедру в России "Производственная система в машиностроении". Образовательная программа максимально нацелена на обучение в производственных условиях - основной упор сделан на практические занятия в подразделениях Горьковского автозавода, что позволяет вести целевую подготовку студентов под конкретные потребности предприятий машиностроения.
"Мое знакомство с производственной системой ГАЗ началось совсем недавно, на кафедре бережливого производства технического университета. Свою преддипломную и дипломную практику я проходила на ГАЗе. Мое обучение складывалось таким образом, что помимо теоретических знаний я получала еще и бесценный практический опыт. Вместе с сотрудниками по производственной системе, руководителями и рабочими я принимала участие в решении конкретных производственных задач. У меня была уникальная возможность увидеть своими глазами, как применяются инструменты бережливого производства в действии, и внести свой вклад в общее дело. Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Сейчас я понимаю, что еще лучше - увидеть и принять участие. Я уверена: те компетенции и знания, которые я получила на ГАЗе, бесценны для меня как для будущего инженера", - пояснила студентка НГТУ Ольга Мартынова, принимавшая участие в "круглом столе".
В рамках "круглого стола" "Производственная система ГАЗ - эволюция мышления", организованного "Российской газетой", президент "Группы ГАЗ" Бу Андерссон и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев подписали соглашение о распространении принципов производственной системы ГАЗ среди предприятий региона. Президент "Группы ГАЗ" Бу Андерссон подчеркнул, что подписанное соглашение с правительством Нижегородской области - это возможность для предприятий региона освоить опыт "Группы ГАЗ" по внедрению производственной системы: "Мы рады, что можем таким образом способствовать повышению эффективности промышленности. При этом процесс заимствования опыта обоюдный: мы как компания, которая работает на глобальном рынке, всегда стараемся учиться у тех компаний, с которыми сотрудничаем".
"Нам необходимо создавать новые производительные силы, но без грамотной организации труда сложно достичь высоких результатов, - отметил Валерий Шанцев. - Пример ГАЗа очевиден: он наглядно демонстрирует, как можно эффективно избавиться от лишних затрат. Президент РФ Владимир Путин поставил задачу к 2018 году увеличить производительность труда в полтора раза. Мы благодаря опыту ГАЗа ставим задачу к тому же сроку удвоить этот показатель с тем, чтобы показать всем, что эти десять лет мы работали не зря".
Можно с уверенностью сказать, что задача по повышению эффективности бизнеса становится особенно актуальной именно сейчас, в условиях вступления России в ВТО. Наличие на отечественных предприятиях системы бережливого производства позволит существенно снизить себестоимость продукции, оптимизировать запасы, сократить срок оборачиваемости операционного капитала и станет несомненным экономическим преимуществом в условиях жесткой конкурентной борьбы.
Справка "РБГ"
"Группа ГАЗ" - крупнейший производитель коммерческого транспорта в России.
"Группа ГАЗ" выпускает легкие и среднетоннажные коммерческие автомобили, автобусы, тяжелые грузовики, легковые автомобили, силовые агрегаты и автокомпоненты. Компания объединяет 13 предприятий в восьми регионах России.
"Группа ГАЗ" является лидером рынка коммерческого транспорта России, занимая около 50% сегмента легких коммерческих автомобилей и около 65% сегмента автобусов. Флагманский продукт компании - легкий коммерческий автомобиль нового поколения "ГАЗель NEXT".
"Группа ГАЗ" - лидер среди российских автопроизводителей по созданию экологичных видов транспорта, включая разработки техники на альтернативных видах топлива.
Основной акционер компании - машиностроительный холдинг "Русские машины", входящий в бизнес-группу "Базовый элемент". Штаб-квартира "Группы ГАЗ" расположена в Нижнем Новгороде.