Новая бизнес-модель работы национальной железнодорожной компании в условиях очередного этапа реформирования обсуждалась на прошедшем в Красной Поляне VIII международном форуме "Стратегическое партнерство 1520". Мировая практика достаточно пестра и разнообразна. Существует английская модель с исторически сложившимся высоким развитием железнодорожных сообщений, которая сегодня практически полностью основывается на частном бизнесе. Есть американская модель, где вполне успешно функционируют сразу несколько конкурирующих между собой инфраструктур.
В Казахстане правительством республики принято решение о создании на базе "Казахстан темир жолы" единого национального логистического оператора с передачей под его управление всех морских портов и аэропортов страны. Причиной этого в КТЖ называют "узкое горло" морских портов страны и позицию портовиков, идущую вразрез с интересами железнодорожников.
В Европе же сегодня существует вполне устойчивый тренд на интеграцию железнодорожных перевозок. По информации президента Французских железных дорог (SNCF) Гийома Пепи, в Пятой республике уже принято решение о возвращении к консолидации железнодорожной инфраструктуры и перевозок. Сама SNCF сегодня уже не только сервисная, но и промышленная компания, в составе которой налажено производство подвижного состава, рельсов и так далее. А в условиях модернизации системы общественного транспорта, считает он, руководство бизнесом должно находиться в одних руках. Более того, по мнению президента компании Alstom Transport Анри Пупар-Лафаржа, сегодня наряду с вертикальной необходима еще и горизонтальная интеграция, которая должна выходить на национальный уровень.
Известный американский политолог и экономист Фрэнсис Фукуяма заметил, что железные дороги не могут быть полностью частными, так как являются стратегическими объектами, требуют огромных инвестиций и являются ключевыми для развития многих отраслей. По его словам, после Гражданской войны в США среди частных владельцев царил такой хаос, что государству пришлось создавать упорядоченную систему функционирования железных дорог.
В руководстве российского железнодорожного ведомства сегодня тоже склоняются к созданию вертикально интегрированной компании, в которую будет включена инфраструктура, тяга и логистическая деятельность.