Как показали результаты исследования, которое провели иностранные инвесторы, сертификация является одной из самых затратных с точки зрения финансов и времени процедур. По словам исполнительного директора Ассоциации Ангелины Долгой, российский сертификат на одну единицу импортного товара стоит от 15 тыс. до 20 тыс. рублей, и получать его необходимо в Москве.
- Сертификация может занимать до 10-15 дней и требует колоссальных человеческих ресурсов, даже если речь идет о массовой партии одинаковых изделий, - говорит Долгая. - А представьте, что на предприятии вдруг вышел из строя станок, и производство стоит две недели, пока сертификацию проходит одна-единственная деталь.
При этом, как отмечает исполнительный директор калининградской Ассоциации иностранных инвесторов, производители большей части иностранных материалов, сырья, оборудования, комплектующих, ввозимых на территорию самого западного российского региона, - это солидные европейские, американские, южно-азиатские компании. Их товары имеют сертификаты компаний - членов IAF - всемирного союза, объединяющего органы по аккредитации и сертификации различных стран.
- Мы предлагаем освободить всех калининградских предпринимателей от необходимости получать российские сертификаты, если импортный товар уже прошел сертификацию Международного форума по аккредитации, - рассказывает Ангелина Долгая. - В любом случае в рамках ВТО Россия должна привести свои требования по сертификации в соответствие с мировыми стандартами. Калининградская область может стать пилотным регионом, где будет обеспечено признание международных сертификатов.
Инициативу иностранных инвесторов поддержал губернатор Калининградской области Николай Цуканов. По его словам, он готов передать предложения по упрощению процедуры сертификации в правительство РФ.
Помимо сложностей, связанных с получением российских сертификатов, иностранных инвесторов в Калининградской области беспокоит проблема 2016 года, связанная с прекращением таможенных преференций режима Особой экономической зоны, и отсутствие кадров с необходимыми для бизнеса компетенциями.
- Бизнес в Калининградской области очень чувствителен к политическим факторам, - продолжает Ангелина Долгая. - Ключевым из них является угроза падения конкурентоспособности в связи с изменениями законодательства об ОЭЗ. Инвесторы также отмечают влияние ВТО и Таможенного союза, которые диктуют свои правила субъектам внешнеэкономической деятельности, хотя многие механизмы еще не проработаны до конца.
Еще одна проблема связана с высокими энергетическими и транспортными тарифами.
- Разница в железнодорожных тарифах для калининградских предпринимателей по сравнению с другими регионами может составлять от 20 до 60%, - заявил Николай Цуканов. - А цена на газ, к примеру, в Смоленской области на 30-40% ниже калининградской. Наши предложения по выравниванию тарифов до конкурентоспособного уровня представлены в правительство РФ.
Одно из предложений, которое прозвучало на недавнем заседании исполкома Консультативного совета по иностранным инвестициям в Россию, связано с транзитом железнодорожных грузов через территорию Литовской Республики и Республики Беларусь. Предприятия калининградского автомобильного кластера уже получили право за счет федеральных субсидий работать по тому же тарифу, что и остальные российские автопроизводители. Возможно, в будущем субсидии распространят на другие отрасли калининградской промышленности.
Ожидания экономического роста инвесторы связывают с чемпионатом мира по футболу в 2018 году, часть матчей которого пройдет в Калининграде, и принятием госпрограммы развития региона. Кроме того, к позитивным факторам работы в эксклаве предприниматели относят вступление в силу соглашения о местном пограничном передвижении между Россией и Польшей.
- Если иностранная компания работает в регионе, то она, образно говоря, уже проголосовала за эту территорию своим кошельком, - заявил директор литовского рыбоперерабатывающего предприятия Витаутас Мейштас. - Мы видим в Калининградской области больше плюсов, чем минусов.
По мнению генерального директора одного из крупнейших калининградских мясоперерабатывающих предприятий Аудрюса Каладжинскаса, регион по-прежнему привлекателен для иностранных инвесторов. Как признался бизнесмен, за последние несколько месяцев пессимизм, вызванный грядущей отменой таможенных льгот, уступил место уверенности, связанной с конкурентоспособностью предприятия. Через два месяца инвестор планирует открыть в регионе мясоперерабатывающее производство, которое обеспечит работой 150 человек.