В 2012 году доля российского кино в нашем прокате уменьшилась на 2% по сравнению с предыдущим годом - с 15,9% до 13,8% при том, что количество картин сократилось с 300 до 80.
Законопроект депутата от ЛДПР Дмитрия Литвинцева, вносящий поправки в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии в РФ", предлагающий установить квоту на показ российских фильмов, вызвал неодобрение и жаркие дебаты со стороны деятелей киноиндустрии. Однако вскоре подобный законопроект может быть принят на рассмотрение снова.
"Проблемы в отрасли существуют, но о такой заботе, которую мы сейчас видим, никто не просил, - говорит соучредитель компании "Арт Пикчерс" кинопродюсер Дмитрий Рудовский. - До сих пор никто не знает, что, вложив в картину 30 млн руб. и собрав 35 млн руб., для того чтобы получить свои 5 млн и заплатить с них миллион руб. налогов, мы должны заплатить 7 млн руб. И это с учетом всех комиссий, всех отчислений прокатчикам, дистрибуторам и т.д. Приезжал сюда очень успешный продюсер Голливуда Джерри Брукхаймер. Ему показали модель экономики российского кинопроизводства и сказали: "Вы стали бы работать в таких условиях?", - он ответил: "Мне было бы невыгодно тратить свое время и силы, если бы я не был уверен в том, что получу ощутимую прибыль".
Проблем в отрасли накопилось много, начиная от вопросов, связанных с защитой авторских прав, заканчивая кадровыми проблемами. Одной из основных задач является развитие кинопроката. Чиновники, предлагающие установить квоту на показ отечественных фильмов, рассчитывают, что таким способом возможно решить проблему дисбаланса российских и зарубежных фильмов на экранах кинотеатров. Однако представители киноиндустрии с таким подходом категорически не согласны.
"Сегодня и так в крупнейших сетях российские фильмы получают около 20% экранного времени, как раз то количество, о котором говорят законодатели, - отмечает директор кинокомпании "ПРОФИТ", кинопродюсер Игорь Толстунов. - В моем представлении, если будет введена квота, кинотеатры начнут защищаться. И пострадают в первую очередь именно те российские фильмы, о которых мы сейчас печемся, которым сложно попасть на экран. Им будет еще сложнее".
Чтобы российский кинематограф имел возможность потоком выдавать качественное кино в кинотеатры, а не поштучно, как это происходит сегодня, нужна комплексная система поддержки.
"Сейчас, когда запускается новый проект, я беру лонг-лист российских режиссеров (он очень длинный, около тысячи фамилий), делаю из него шорт-лист, и получилось 10-15 фамилий, а из них кто-то занят, кто-то не хочет, для кого-то это не его материал и т.д., и всё, и мы не можем на потоке выдавать 10-15 качественных жанровых фильмов для массового зрителя, - сокрушается Игорь Толстунов. - Эту проблему надо решать. Она не решится сама собой за три дня".
Комплексная поддержка должна включать как законодательные меры, связанные с налоговыми льготами, кадровую политику, поддерживающую молодые таланты, но в первую очередь поддержать развитие индустрии кинопроката.
"Производить российскому продюсеру российские фильмы возможно, только если его фильмы успешны, он окупает предыдущие проекты, и тогда он может дальше вкладывать в развитие нового кино, - объясняет гендиректор "Синема Парк" Сергей Китин. - Однако окупаемость такого проекта - это наши зрители, которые придут в наши кинотеатры и отдадут деньги за билеты, которые мы сумеем им продать. И только благодаря этому потоку посетителей создаются предпосылки продюсеру, который поймал, почувствовал правильную тему, вложить в следующий раз в следующий проект или в два проекта на похожую тематику".
По данным российских кинопрокатчиков, в прошлом году из 40 российских фильмов, вышедших в прокат, окупилось только 7 - главным образом из-за того, что примерно у 40% населения страны нет доступа к кинотеатрам. "Бюджет российского фильма сегодня составляет 3-4 млн долл., как правило, не хватает миллионов двух, если бы посещаемость тех 40 фильмов, которые были в прокате прошлого года, была повышена всего лишь на 15%, то уже успешных фильмов стало бы 12 из 40. Это означает, что проекты на грани, им не хватает аудитории. Поэтому появление новых кинотеатров, новых экранов, тем более в малых городах, - это и есть государственная цель и задача, как помочь российскому кино".