Экипаж МКС работал в открытом космосе больше запланированного времени

Во время выхода в открытый космос экипажа МКС-36 - россиян Федора Юрчихина и Александра Мисуркина - произошло отставание от графика на полтора часа. Почему? При этом выходе, как пояснили специалисты ЦУПа,  требовалось много усилий. К примеру, держатели, которые устанавливали для будущей прокладки кабеля под многофункциональный лабораторный модуль, требовали очень больших физических затрат.

Надо сказать, что работу в открытом космосе космонавты множество раз отрабатывают в гидролаборатории Центра подготовки космонавтов. Правда, там положение туловища одинаково, а вот в открытом космосе нужно самому выбирать правильное положение.

Корреспонденту "РГ" рассказал об особенностях подготовки в гидролаборатории Герой Советского Союза космонавт Виктор Афанасьев - 70-й космонавт нашей страны и 238-й космонавт мира. Звездный багаж у Виктора Михайловича более чем солидный: четыре полета и 555 суток, проведенных на орбите. Причем работать довелось и на орбитальном комплексе "Мир", и на Международной космической станции. 

Как говорят космонавты, именно благодаря тренировкам в гидролаборатории, выход космонавтов в открытый космос превращается едва ли не в приятную прогулку. Если, конечно, не считать мозолей на руках. Ведь чем только не приходится заниматься космонавтам вне станции:  они делают все - от плановых ремонтно-профилактических работ до монтажа или демонтажа крупных космических конструкций. В открытом космосе  сегодня и варят, и режут, и паяют… К примеру, сам космонавт Афанасьев семь раз покидал станцию, отработав в полном вакууме почти двое суток!

На первый взгляд, может показаться, что гидролаборатория   если не обычный бассейн, то что-то близкое к этому. Правда, размеры  его поистине "вселенские": глубина - 12 метров, а закачивается сюда аж 5 тысяч кубов отфильтрованной воды. Но иллюзия простоты быстро исчезает, когда узнаешь, чем "начинена" гидролаборатория. Это  сложнейшее инженерно-техническое сооружение, оснащенное макетами космических объектов, специальными системами телевидения, связи, освещения и т.д. Специалисты поддерживают постоянный химический состав воды, ее прозрачность.

Внутри бассейна находится огромная подвижная платформа диаметром 23 метра. В зависимости от задач  выхода, на платформу устанавливаются реальные образцы российских модулей МКС, а также американское и европейское оборудование. 

Почему именно в воде имитируется выход в открытый космос? Оказывается, основной принцип имитации работ в невесомости - нейтрализация силы земного притяжения. Идеальная невесомость достигается во время полетов по параболической траектории в специально оборудованном самолете Ил-76 - так называемой "летающей лаборатории". Но - лишь на 20-25 секунд.   Космонавт вращается на 360 градусов, "плавает" по салону… За полтора часа полета   выполняется примерно десять-пятнадцать "горок" - так набегает до восьми минут невесомости. Вполне достаточно, чтобы, скажем, научиться надевать скафандр. Однако, чтобы отработать многие механические операции, времени нужно куда как больше.

И тут приходит на помощь гидроневесомость. Для тренировки используются скафандры - те же самые, в которых космонавты работают на орбите. Сам скафандр весит свыше 110 килограммов, плюс к нему подвешивают свинцовые грузики. Килограммов эдак на восемьдесят.  На языке специалистов, это называется обезвешивание. А если совсем просто, то космонавт получает  "нулевую плавучесть" - и не всплывает, и не опускается на дно.

Что такое - "поплавать" в скафандре, я во время посещения Звездного городка, конечно, так и не узнала. Но вот примерить его на себя удалось. Ощущение - будто на тебе панцирь. Но особенно поразили перчатки. Космонавты рассказывают: раньше, чтобы согнуть в них пальцы, требовалось применить давление где-то килограммов на двадцать. Сейчас перчатки стали несравнимо мягче, удобнее, и тем не менее чтобы что-то делать в них, силу надо иметь недюжинную. Не случайно, когда у космонавтов спрашивают: трудно ли работать в открытом космосе? - они говорят: "А вы попробуйте с закрытыми глазами вдеть нитку в иголку".

Помнится, на одной из пресс-конференций перчатку от нового скафандра демонстрировал Алексей Леонов. "Наденьте", - попросили космонавта. Алексей Архипович стал с трудом натягивать: "Не лезет генеральская рука", - смеясь, пыхтел он.

Тренировки в гидролаборатории по нагрузке считаются один из самых тяжелых. И не случайно: за три часа тренировки космонавты теряют в весе по 2-4 килограмма. Бывает, что и температура поднимается до 38 градусов, и тогда медики рекомендуют космонавту передохнуть… Следующий выход в открытый космос членов нынешнего экипажа МКС запланирован на 15 и 21  августа.

Кстати

Не редкость случаи досрочного завершения работы в открытом космосе. Так, в июне 2009 года   российский космонавт Геннадий Падалка и астронавт НАСА Майкл Баррат с опережением графика выполнили всю программу, посвященную подготовке к приему исследовательского модуля МИМ-2, в условиях открытого космоса. И это несмотря на часовую задержку с выходом, связанную с проверкой новых скафандров.

В феврале 2011 года российские космонавты Олег Скрипочка и Дмитрий Кондратьев досрочно завершили выход в открытый космос и вернулись на МКС, проведя за бортом МКС меньше пяти часов вместо запланированных шести. Но все поставленные задачи они выполнили.