По его словам, переломный момент произошел весной 2011 года, когда банки, оправившись после кризиса, упростили процедуру принятия решения по кредиту, а также стало развиваться онлайн-кредитование. Он добавил, что большинство граждан либо не справляются со значительной долговой нагрузкой, либо банально забывают сроки и суммы платежей у своих многочисленных кредиторов.
Аналитик Инвесткафе Екатерина Кондрашова согласилась с тем, что пять и более кредитов нереально обслуживать, поскольку ежемесячный платеж не должен превышать 30-40% от ежемесячного дохода. Осуществлять выплаты по двум кредитам куда более реалистично, отметила она. То, что человек берет более двух кредитов, может говорить о мошенничестве - по словам Кондрашовой, добросовестный заемщик сначала погасит имеющийся кредит, а затем оформит новый. С другой стороны, по мнению аналитика, человек может взять сразу несколько кредитов в силу низкой финансовой грамотности.
Впрочем, сами банкиры не считают население закредитованным: в своих стратегиях они продолжают ориентироваться именно на розничный сегмент. Также, согласно опросу Национального агентства финансовых исследований, более 60% граждан планируют оформить кредит в ближайшее время. По мнению аналитика Банка Хоум Кредит Станислава Дужинского, потенциал рынка розничного банкинга все еще значительный: многие россияне вообще не пользуются банковскими услугами. А для борьбы с закредитованностью, как считает эксперт, банкам надо совершенствовать системы риск-менеджмента, в частности андеррайтинга.
- Да, закредитованность растет, но я не вижу в этом только негатив, - отметил директор центра маркетинговых исследований "ВТБ 24" Дмитрий Лепетиков. - Население стало более тщательно выбирать банки, конкуренция между кредитными программами стала реальностью, все более популярно рефинансирование кредитов. Для банков это означает прежде всего необходимость более тщательно управлять рисками. Для бюро кредитных историй это вообще отличная новость - растет спрос на их услуги. Что касается "хороших" заемщиков - они есть всегда, только теперь их нужно не находить "в чистом поле", а отвоевывать в конкурентной борьбе, что стимулирует банки становиться все более клиентоориентированными.