Недавняя авария в метро, когда люди в замкнутом пространстве тоннеля не знали, что случилось, вновь обострила дискуссию о проблемах SMS-информирования граждан, находящихся в районе бедствия. Но если в блогах и соцсетях эту проблему обсуждали на эмоциональном уровне, то в МЧС к проблеме подошли профессионально и досконально выяснили, возможно ли вообще технически рассылать такую тревожную почту, и если да, то что мешает это сделать.
Итак, на первый вопрос ответ получен положительный. Технически все реально. Более того, что касается информирования граждан в метро и их спасения, то МЧС оказалась как раз на высоте. Пусть не только путем SMS-рассылок, но машинисты как могли людей успокаивали и массовой паники избежать удалось, даже когда остановившиеся вагоны заволокло дымом.
А потом быстро прибыли пожарные, и тяжелых последствий удалось избежать. А это самое главное. Но, кстати, кое-кто из пассажиров был проинформирован и с помощью своего телефона. Правда, не все, а лишь клиенты одной сотовой компании. Но, как известно, на сотовом рынке у нас триумвират и это значит, что проблемы есть. В чем они?
По словам пресс-секретаря главы МЧС Ирины Россиус, ведомством заключены соглашения с операторами всех сотовых сетей о рассылке SMS-оповещений в случае чрезвычайной ситуации. Но возможности по рассылке SMS абонентам, находящимся в трехкилометровой зоне от аварии, есть пока только у одной из этих трех компаний.
Тут надо пояснить, что идею SMS-оповещения начали продвигать с 2010 года. Она мгновенно стала популярной, потому как возможность точечно доводить информацию до каждого человека понятна каждому и очень привлекательна. Распиаренная идея быстро захватила умы, при этом нерешенной осталась техническая сторона вопроса, на которую влияли скорость и надежность сотовых сетей. Система рассылки с предупреждающими SMS называется Cell-broadcast. Она еще развивается и находится в стадии доработки, и не каждый мобильный телефон может принимать подобные сообщения.
В метро, как известно, сотовые телефоны работают не везде. Для этого там на случай ЧП законом предусмотрены другие варианты. Во-первых, согласно закону о гражданской обороне там есть локальная система оповещения. Во-вторых, согласно техническому регламенту по требованиям о противопожарной безопасности должна действовать автоматическая система оповещения о пожаре. В-третьих, согласно закону о защите населения должны были быть задействованы московские системы информирования.
К числу штатных систем оповещения и информирования населения система SMS-оповещения пока не причислена. Таковой она может быть только после проведения гос. испытаний на подтверждение возможностей выполнения ею заданных заказчиком в лице минкомсвязи и МЧС функций. Но таких испытаний проведено не было, поэтому пока система SMS-оповещения может рассматриваться только как проходящая тестирование и апробацию населением и блогерами. Так что сотовые операторы большой тройки, если уж строго по закону, не обязаны были слать сигналы SОS своим клиентам и юридически не виноваты. Обязать слать SMS их может только российский законодатель.
Также только при положительных результатах испытаний система SMS-оповещения может быть рекомендована МЧС России и Минкомсвязью России для применения в качестве официальной системы информирования населения в соответствии с ФЗ N 68-ФЗ о защите населения и территорий.
Иногда граждане, попавшие в беду, путают оповещение по SMS со звонками по единому номеру 112. Эта система еще не введена, а только проходит апробацию. Но первые результаты уже есть. В МЧС корреспонденту "РГ" сообщили: работа системы-112 в пилотных зонах показала, что 40% вызовов по номеру 112 требуют участия двух, а в 25% случаев трех и более служб. Время реагирования на происшествия сократилось на четверть, т. е. в среднем на 15 минут, а время реагирования аварийных служб ЖКХ в 2,5 раза.
Но федеральная целевая программа "Создание системы-112 в РФ на 2013 - 2017 годы" дорогая. На ее реализацию потребуется более 40 миллиардов рублей.