Участники финансового рынка, эксперты и все экономическое сообщество с интересом наблюдают за переменами и высказывают разные предположения относительно того, как изменится или не изменится политика Центрального банка с приходом нового руководителя. Связано это, во-первых, с тем, что глава ЦБ меняется впервые за более чем 10 лет (Сергей Игнатьев вступил в должность в 2002 году), а во-вторых, с тем, что уже в этом году сама парадигма регулирования финансового рынка станет другой - с августа должен заработать мегарегулятор.
Традиционно перед ЦБ стояло огромное количество целей, задач и функций - это и надзор за банками, и обеспечение стабильности национальной валюты, и проведение денежно-кредитной политики. Теперь же впервые в истории полномочия банка еще больше расширятся - в рамках создания мегарегулятора к ЦБ присоединяется ФСФР, а значит, все функции службы по регулированию и надзору на страховом, пенсионном рынке, рынке ценных бумаг и других перейдут к Банку России.
На прошлой неделе Сергей Игнатьев представил в Госдуме годовой отчет Центрального банка за 2012 год, который депутаты раскритиковали по нескольким направлениям. Комитет Госдумы по финансовому рынку в проекте заключения на годовой отчет ЦБ обратил внимание на превышение целевого ориентира по инфляции в 2012 году и прогнозных показателей по оттоку капитала из России. По мнению депутатов, ЦБ недостаточно активно работает в сфере рефинансирования банковской системы и упустил из виду рост объема сомнительных операций в банковском секторе. Они также отметили низкую эффективность мероприятий по предупреждению банкротств: Агентство по страхованию вкладов (АСВ) вернуло ЦБ в 2012 году лишь 11 млрд руб. из 346,4 млрд руб. кредитов на санацию банков.
Чтобы работа ЦБ стала более эффективной, депутаты предлагают ввести персональную ответственность его руководства за отдельные направления деятельности. По словам главы комитета Натальи Бурыкиной, форма ответственности может быть разной - от выговора до ухода в отставку. Она добавила, что работа регулятора должна быть прозрачной, а руководители направлений должны нести ответственность за результат, особенно с учетом предстоящего расширения функций и полномочий ЦБ.
- Новые задачи потребуют от председателя Центробанка сильных решений, - считает член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев. - В частности, стремление регулятора оказывать усиленное влияние на экономику требует новых, более долгосрочных инструментов рефинансирования банковской системы, снижения ставки рефинансирования, которой предстоит стать ориентиром и индикатором роста для экономики. Все это сыграет важную роль не только в повышении динамики макроэкономического роста, но и в улучшении благосостояния населения страны, которое при более низких ставках кредита для банков сможет, например, приобретать жилье по доступным долгосрочным ипотечным программам.
Задачей Эльвиры Набиуллиной станет совершенствование работы ЦБ - с учетом пожеланий руководства страны и участников рынка. По мнению последних, выбор на должность главы Банка России не представителя бизнес-сообщества отражает стабильность государственного курса и повышает вероятность сохранения приверженности прежней парадигме ЦБ не только в вопросах процентной (таргетирование инфляции) и курсовой политики (более гибкий курс, сокращение интервенций) и регулирования банковского сектора, но и предстоящего реформирования деятельности регулятора. Элемент преемственности просматривается и в том, что Сергей Игнатьев останется советником главы ЦБ.
- Вопреки распространенному мнению, мы считаем, что назначение новым главой ЦБ бывшего помощника президента (ранее министра экономического развития) автоматически не означает смещения курса ЦБ в пользу более мягкой монетарной политики, - отметила аналитик Райффайзенбанка Мария Помельникова. - В пользу этого говорит и то, что перед назначением Набиуллина подтвердила свою позицию относительно того, что низкая инфляция является залогом удешевления стоимости кредитов на ближайшую перспективу, в то время как регуляторное снижение ставок для стимулирования роста экономики сейчас может и не оказать должного эффекта.
По словам Помельниковой, продолжение четкого курса на таргетирование инфляции будет способствовать снижению стоимости фондирования. Продолжительная антиинфляционная политика скажется на стоимости кредитов не сразу, но этот эффект будет более устойчивым и обеспечит более качественный рост экономики, тогда как временное снижение ставок все же может создать инфляционные риски. "Несмотря на это, учитывая ограниченность возможностей для фискальных стимулов, мы считаем, что монетарные стимулы сейчас будут предпочтительны. Поэтому мы все же ожидаем скорого снижения ставки РЕПО (в июле, а затем в сентябре)", - заключила аналитик.
Представители небанковского сектора назначение Набиуллиной на пост председателя ЦБ связывают прежде всего с повышением эффективности работы Банка России как мегарегулятора. "С нашей точки зрения, это должно проявиться в следующем: возвести внутри ЦБ условные "китайские стены" между подразделениями, отвечающими за регулирование рынка банковских услуг, фондового рынка и страхового рынка. Подчинить их напрямую главе ЦБ, а не курирующему зампреду", - считает гендиректор ВТБ Регистратор Константин Петров. По его словам, главное - наряду с общими, универсальными разработать собственные, особенные критерии эффективного регулирования для каждого из профессиональных участников рынка (будь то страховые компании, НПФ, брокеры, регистраторы или депозитарии). Это позволит успешно развиваться как крупным, так и небольшим компаниям, если они эффективны в своей профессиональной нише, заключил Петров.