Напомним, что отныне право собственности на землю может быть прекращено, например, из-за неисполнения собственником обязанностей по их рекультивации, улучшению и охране, а также в связи с изъятием участка для государственных или муниципальных нужд. Законом установлен особый порядок принудительного прекращения права бессрочного пользования земельным участком, предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию. Кроме того, основанием для принудительного прекращения права постоянного пользования и пожизненного наследуемого владения участком может стать его ненадлежащее использование, в том числе - использование не по целевому назначению.
О необходимости разработки механизма, позволяющего изымать земельные участки сельскохозяйственного назначения у недобросовестных собственников, смоленские чиновники говорят много лет. Статистика наводит на грустные мысли: общая площадь земель сельхозназначения составляет в регионе 1,7 миллиона гектаров, при этом по прямому назначению используется только 500 тысяч. Еще 400 тысяч считаются выморочнными. На эти земли никто не претендует, у них нет хозяев - даже если собственники когда-то были, они или умерли, или уехали за пределы региона. Остальное - 800 тысяч гектаров - зарастает лесом. Между тем у этих земельных участков есть собственники. Они не занимаются сельским хозяйством, а просто ждут - вдруг наделами заинтересуется какой-нибудь инвестор, планирующий построить тепличный комплекс, животноводческую ферму или коттеджный поселок. Ожидания порой оправдываются: например, строители Балтийской трубопроводной системы, 281 километр которой проходит по территории Смоленщины, столкнулись с тем, что нужные для прокладки трубопровода земельные участки по странному стечению обстоятельств сосредоточены в руках нескольких физических лиц. И эти люди совсем не собирались назначить за свое имущество приемлемую цену, явно стараясь подзаработать на федеральном проекте.
Летом 2011 года в областной закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения были внесены принципиальные изменения. В соответствии с ними участки, которые используются хозяевами нерационально, с ухудшением экологической обстановки и плодородия земель либо не используются по назначению вовсе, могут быть изъяты. Если на нерадивого хозяина не повлияло административное наказание, областной департамент имущественных и земельных отношений вправе обратиться в суд. В течение полугода после принятия соответствующего решения изъятый участок выставляется на продажу, а если торги не состоятся - приобретается в муниципальную или областную собственность. Однако о практическом применении этого нормативного акта пока ничего не слышно.
Немало сложностей принес властям и закон, предоставивший некоторым категориям населения региона - многодетным родителям, молодым специалистам, родителям, имеющим ребенка-инвалида, "чернобыльцам", ветеранам труда и прочим - бесплатно получить в собственность земельные участки для строительства жилья. Принятый еще в 2003-м, несколько лет он фактически не работал, но со временем его популярность начала расти: например, в 2008 году в Смоленском районе льготникам был выделен 361 земельный участок общей площадью 56 гектаров, в 2009-м - уже 556 участков, 85 гектаров. Средняя кадастровая стоимость каждого из них составляла тогда около 80 тысяч рублей, рыночная - 200-300 тысяч. В большинстве случаев о строительстве жилья не было и речи. Льготники просто продавали свое право предприимчивым торговцам недвижимостью, в собственности у которых постепенно оказались огромные территории. Эта земля никак не используется - владельцы ждут, пока появится инвестор, готовый ее выкупить. Потери муниципальных бюджетов, территории которых пользуются особой популярностью у риэлтеров, таким образом, исчисляются десятками миллионов рублей в год.
Несмотря на то, что доказательства губительности этого регионального закона были представлены в органы государственной власти еще пять лет назад, депутаты Смоленской областной думы решились на его отмену лишь в 2012 году, сохранив право бесплатного получения земельного участка лишь за многодетными семьями. Возможности других льготников были серьезно ограничены. При этом депутаты не предприняли никаких мер для изъятия участков (речь в данном случае идет, как правило, о землях поселений), уже сконцентрированных в руках риэлтеров и не используемых по назначению. Появление соответствующих положений в федеральном законодательстве теперь наверняка поможет взяться за решение этой проблемы.
Олег Иванов, глава администрации Кардымовского района:
- Обеими руками приветствую федеральный закон об изъятии неиспользуемых земель. Это проблема всей области: земли сельскохозяйственного назначения, в том числе паевые, скуплены неизвестными купцами и фактически выведены из оборота. Мы в результате не можем привлечь ни одного серьезного инвестора, поскольку не в состоянии сформировать полноценного земельного участка для развития его деятельности, а когда начинаем обращаться к этим купцам с предложениями о выкупе, они заламывают такую цену, что вести разговор просто бессмысленно. Я вообще предложил бы полностью освободить от налогов тех, кто реально занимается обработкой земель сельскохозяйственного назначения, а для тех, кто имеет, но не обрабатывает, увеличить выплаты. И тогда они либо сельским хозяйством займутся, либо землю сдадут, и никакого изъятия не потребуется - само все произойдет. И тут же пришли бы нормальные инвесторы, способные заниматься делом.