Депутаты одобрили документ в первом чтении, но на втором вопрос застопорился. Министр финансов региона Галина Кулаченко около часа отвечала на вопросы народных избранников, но, видимо, не смогла убедить их в обоснованности всех положений многостраничного отчета. Дискуссия была бурной, что, впрочем, обычное дело для вопросов, связанных с бюджетом. Среди аргументов "против" парламентарии называли недофинансирование большинства областных целевых программ (впрочем, 100-процентное финансирование в современных реалиях - редкость), а также недостаток информации и прозрачности по исполнению бюджета.
- Например, мне непонятна ситуация с программой по созданию новых мест в детских дошкольных учреждениях, - рассуждает депутат Андрей Альшевских. - Ее недофинансирование из разных источников составило 1,4 миллиарда рублей. По идее эти деньги должны перейти на 2013 год, на те же цели. Но я не увидел, чтобы в текущем году мы добавили их на реализацию этой программы.
Отметим ключевые моменты исполнения регионального бюджета-2012. Первое: существенно увеличился объем средств, привлеченных из федерального бюджета. Это субсидии, субвенции, дотации, безвозмездные поступления от Фонда реформирования ЖКХ. Второе: введен единый норматив отчисления от НДФЛ в бюджеты муниципальных образований в размере 7 процентов. Третье: существенно увеличилась нагрузка на собственно областной бюджет в связи с передачей объектов здравоохранения на областной уровень. Четвертое: в 2012 году впервые сформирован Дорожный фонд субъекта в размере 10 миллиардов рублей. Пятое: в 2012 году увеличены выплаты отдельным категориям граждан. По областному регистру это коснулось более 427 тысяч человек, по федеральному - более 394 тысяч. Выросли расходы на социальную сферу: с 65 процентов от общего объема расходов в 2011 году до 74 в 2012-м. Шестое: в минувшем году в области реализовывались 22 областные целевые программы: развития транспортного комплекса, дорожного фонда, развития АПК и сельских населенных пунктов и другие. Фактически объем их финансирования составил 51,1 миллиарда рублей, то есть почти треть от всех расходов облбюджета. Седьмое: в 2012 году область приступила к реализации майских указов президента по повышению зарплаты бюджетникам.
Но и проблем, конечно, масса. Например, регион "зарабатывает" меньше собственных средств, чем есть возможность. Рост недоимки в областной бюджет составил 18,6 процента - это порядка 880 миллионов рублей, в местные бюджеты - 24 процента (330 миллионов). Недоимка по транспортному налогу составила 1,6 миллиарда рублей, что сравнимо с годовыми доходами от этого вида поступлений. Ситуация требует мер как от налоговой службы, так и от правительства региона.
- Недоимка по транспортному налогу связана с разницей систем учета налоговой службой и ГИБДД. Это вечная и больная тема. Мы предлагали объединить базы данных этих ведомств: пока они не стыкуются. Таким образом, бюджет недополучает большую сумму, - говорит председатель комитета по бюджету, финансам и налогам Владимир Терешков.
Другая проблема, с которой область столкнулась в 2012 году - это низкий процент постановки бесхозных дорог на муниципальный баланс. Муниципалитеты использовали только 61 процент запланированных на это средств. Отдельные территории и вовсе все предусмотренные для этого деньги потратили на другие направления. Почему это происходит, предстоит разобраться счетной палате и соответствующим контрольным органам.
Депутат Александр Новокрещенов поднял вопрос о финансовом участии субъекта РФ в реконструкции или капитальном ремонте ветхих общеобразовательных школ:
- Насколько я знаю, в бюджете на 2012 год и текущем 2013 году не было предусмотрено статьи, регламентирующей помощь муниципальным образованиям на капитальный ремонт и реконструкцию ветхих школ своими силами. Сегодня бюджет большинства небольших городов Свердловской области убыточен. Исключение составляют Екатеринбург, Каменск-Уральский, Нижний Тагил и Первоуральск - на этом все! Но даже этим городам без помощи областного бюджета не выкарабкаться из этой ямы… Я много ездил по Свердловской области с плановыми визитами и видел, в каком ужасном состоянии находятся здания старых построек, особенно с деревянными перекрытиями: полы проваливаются, стены съедает грибок, ветхие рамы разваливаются. Сегодня, как известно, ремонт в основном осуществляется посредством родительских кошельков, а это в корне неправильно. Поэтому на уровне Законодательного собрания Свердловской области при формировании бюджета на 2014 год предлагаю вернуться к данному вопросу и убедить Правительство Свердловской области принять "Областную целевую программу".
Остался без ответа и вопрос, почему при наличии бюджетного дефицита на конец года на счетах в коммерческих банках лежат на остатках 10 миллиардов рублей? Бюджет был исполнен с дефицитом 1,2 миллиарда (это почти в 17 раз меньше планового - 18,9 миллиарда рублей). Источниками погашения дефицита стали поступления от размещения гособлигаций Свердловской области в сумме 3-х миллиардов и привлечения бюджетных кредитов в сумме 2,5 миллиарда. 4,5 миллиарда временно свободных средств облбюджета размещены на депозитных счетах в банках.
Госдолг области на 1 января 2013 года составил 20,7 миллиарда рублей, в том числе 6 миллиардов - гособлигации, 5,9 миллиардов - кредиты, полученные из федерального бюджета, 5,2 миллиардов - госгарантии, 3,6 миллиардов - кредиты кредитных организаций. Объем долга составил 55 процентов от верхнего предела и вырос за год на 1,1 миллиарда рублей.
В рейтинге субъектов федерации по уровню долговой нагрузки (отношение объема долга к доходам бюджета без учета безвозмездных поступлений), проведенного Центром экономических исследований РИА-Аналитика, Свердловская область поднялась с 23-го места на 18-е.
Обсуждение исполнения облбюджета продолжится на следующем заседании Заксобрания 9 июля.
Справка "РГ"
В 2012 году доходы областного бюджета составили 154,7 миллиарда рублей, что на 15,2 выше уровня 2011-го. Налоговые и неналоговые доходы составили 135,3 миллиарда. 91 процент поступлений в бюджет обеспечены за счет четырех источников: налога на прибыль организаций (55,6 миллиарда), НДФЛ (40,9 миллиарда), на имущество организаций (14,6 миллиарда) и акцизов (11,5 миллиарда).
При этом недоимка по налоговым платежам выросла на 16 процентов и к концу года составила 3,9 миллиарда рублей.
Безвозмездные поступления из федерального бюджета составили 19,4 миллиарда. Почти в 2,5 раза увеличился объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
В полном объеме выполнен указ президента по повышению средней зарплаты педагогов до средней в регионе, а воспитателей детсадов - до средней в сфере общего образования. В первом случае она достигла 26 059 рублей, во втором - 23 984 рубля.
Расходы составили 155,9 миллиарда рублей и выросли по сравнению с 2011-м более чем на 10 миллиардов. 74 процента всех трат пошли на социальную сферу, большая часть - на здравоохранение (37,6 миллиарда) и образование (37,2).