Только в 2012 году из-за общения сотрудников в рабочее время в соцсетях потери экономики оцениваются от 281,7 до 311,5 миллиарда рублей, считают эксперты Института стратегического анализа ФБК. Эти суммы сравнимы с годовыми ассигнованиями федерального бюджета на поддержку транспорта или с половиной расходов на образование, отмечает директор института Игорь Николаев. Эксперты исходили из того, что к концу 2012 года число россиян - пользователей соцсетей - достигло 51,8 миллиона человек, в среднем они проводили в сетях 12,8 часа в месяц, в том числе и на работе. Работодатель фактически оплачивает "сидение" работника в сети, чтобы восстановить производительность труда после такого перерыва, необходимо более 20 минут, говорит Николаев.
Наибольший финансовый ущерб, по расчетам экспертов, принесли сотрудники из сферы финансов и операций с недвижимостью (67,9 миллиарда рублей), работники образования (39,8 миллиарда рублей), госуправления и обеспечения военной безопасности и соцстрахования (36,6 миллиарда рублей).
Опрошенные "РГ" эксперты считают выводы небесспорными. Соцсети сегодня - это в первую очередь подспорье в работе, возражают работодатели в сфере недвижимости и туристических услуг. "Вычислять", за какой именно информацией "ходят "туда сотрудники, нет смысла. Равно как и блокировать доступ к сетям со стационарных рабочих компьютеров. "Все мои коллеги берут на работу личные гаджеты - айфоны, айпэды - и при желании могут пользоваться ими", - рассказывает руководитель агентства зарубежной недвижимости. "У нас люди настолько загружены, что им пообедать некогда", - утверждает директор по работе с персоналом одного из банков. Проблема с соцсетями надуманная, продолжает директор центра ИТ-исследований и экспертизы Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте Михаил Брауде-Золотарев. "Результаты работы сотрудников важнее, чем противодействие со стороны работодателя "сидельцам" в сетях. В конце концов, человек таким образом может переключать на некоторое время свое внимание, чтобы затем с удвоенной энергией вернуться к делам. И стоять над ним с кнутом - глупо", - говорит он.
"Проблема неоднородна, вряд ли к ней можно подходить арифметически, - комментирует замдиректора Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Гребенников. - Пока мы видим время присутствия пользователя на сайте, умноженное на стоимость часа его работы. Можно ли говорить при этом о денежном выражении ущерба - большой вопрос, ведь все зависит от вида пользовательской активности сотрудника, его профзадач и должностных обязанностей и многих других факторов. Ущерб ли это, если сотрудник ведет в соцсетях деловую переписку? А если использует соцсеть как аудиоплеер? Или, скажем, просматриваемые ролики мотивируют на удвоение усилий? Таких "если" очень много, в совокупности они могут дать и обратную картину: например, соцсети служат драйвером для роста электронной коммерции и рекламного рынка, формируют спрос на соответствующих кадровых специалистов".
Кроме того, по данным других исследований, экономический эффект от использования только Facebook в странах Европейского союза составляет 15,3 миллиарда евро, что эквивалентно созданию 232 тысячи рабочих мест, уточняет Гребенников.