Новости

26.06.2013 01:00
Рубрика: Власть

Прошенье о прощении

Проект постановления об экономической амнистии внесен на рассмотрение в Госдуму
На следующей неделе Госдума может объявить экономическую амнистию.

Вчера президент России внес на рассмотрение Госдумы проекты двух постановлений об амнистии, где определяется, кого государство может простить за совершенные незаконные деяния и в каком порядке амнистия будет применяться. И, как нам стало известно, Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, процессуальному и арбитражному законодательству уже назвал предполагаемую дату, когда Госдума, которой, согласно российской Конституции, и принадлежит прерогатива объявлять амнистии, может рассмотреть постановления, - 2 июля. Однако окончательное решение за Советом палаты, который в понедельник должен определить, в повестку какого из трех последних пленарных заседаний весенней сессии - второго, третьего или пятого июля - будет включен вопрос об экономической амнистии.

Проектами предусматривается исчерпывающий список преступлений, по которым осужденным не придется отбывать весь положенный им срок, независимо от того, на сколько лет их лишили свободы и сколько они уже отсидели. Это нарушение авторских и смежных прав, нарушение изобретательских и патентных прав, мошенничество (ст. 159.1, 159.4), незаконное предпринимательство, производство, приобретение, хранение, перевозка и сбыт немаркированных товаров и продукции, незаконная банковская деятельность, незаконное использование документов для образования фирмы, отмывание денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, незаконное получение кредита, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. На свободу выйдут осужденные за незаконное использование товарного знака, незаконный оборот драгоценных металлов и природных драгоценных камней, за невозвращение из-за границы средств в инвалюте, а также те, кому инкриминировались неправомерные действия при банкротстве, и уклоняющиеся от налогов.

Однако есть два принципиальных условия. Под эту амнистию попадают только те, кто осужден по названным в проекте постановления статьям впервые. И в случае если они успели за то время, что будет длиться амнистия, выполнить обязательства по возврату имущества и (или) возмещению убытков потерпевшим.

Амнистия коснется и условно осужденных по этим статьям, а также тех, кому отбывание наказания было отсрочено.

Лица, подпадающие под амнистию, будут освобождены и от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день вступления постановления об амнистии в силу. Единственное, что не отменяется, - это установленный решением суда запрет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Судимость с освобожденных от наказания по этой амнистии будет снята, уголовные дела, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда, по преступлениям, совершенных до вступления в силу постановления, закрыты, если подозреваемые и обвиняемые в совершении экономических преступлений, попадающие под амнистию, выполнят обязательства по возврату имущества и (или) возмещению убытков потерпевшим.

Амнистия не будет распространяться на тех, кто совершил умышленные преступления, не в первый раз, кто уже был за них помилован или амнистирован. Не освободят от наказания и тех, кто совершил преступление с применением насилия или угрозой его применения.

Завершить исполнение постановления Государственной Думы "Об объявлении амнистии" предлагается в течение шести месяцев со дня вступления его в силу. Как уточнил журналистам глава профильного комитета Павел Крашенинников, "оба постановления вступают в силу со дня их официального опубликования". Амнистия, по словам Крашенинникова, не будет распространяться на тех, кто совершил отмеченные в постановлениях преступления, уже после этой даты.

Дословно

Во внесенном проекте акта об амнистии предполагается освободить от наказания в виде лишения свободы, независимо от назначенного срока лиц, впервые осужденных по следующим статьям:

- 146 "Нарушение авторских и смежных прав";

- 147 "Нарушение изобретательских и патентных прав";

- 159.1 "Мошенничество в сфере кредитования";

- 159.4 "Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности";

- 171 "Незаконное предпринимательство";

- 171.1 "Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции";

- 172 "Незаконная банковская деятельность";

- 173.1 "Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица";

- 173.2 "Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица";

- 174 "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем";

- 174.1 "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления";

- 176 "Незаконное получение кредита";

- 177 "Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности";

- частями первой и второй статьи 178 "Недопущение, ограничение или устранение конкуренции", а именно путем заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованного отказа или уклонения от заключения договора, ограничения доступа на рынок, а также:

а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения,

б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства,

в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере;

- 180 "Незаконное использование товарного знака";

- 181 "Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм",

- 191 "Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга";

- 192 "Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней";

- 193 "Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте";

- частями первой, второй и пунктом "а" части третьей статьи 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица", а именно уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, а также:

а) совершенное группой лиц по предварительному сговору;

г) в особо крупном размере,

а также должностным лицом с использованием своего служебного положения;

- 195 "Неправомерные действия при банкротстве";

- 196 "Преднамеренное банкротство";

- 197 "Фиктивное банкротство";

- 198 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица";

- 199 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации";

- 199.1 "Неисполнение обязанностей налогового агента";

- 199.2 "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов".

Комментарии

Алексей Ведев, директор Центра структурных исследований Института экономической политики им. Гайдара:

Объявленная экономическая амнистия в целом направлена на улучшение бизнес-климата. По идее, в обозримой перспективе это будет способствовать привлечению инвестиций в Россию, однако единственный "количественный" эффект, о котором можно говорить прямо сейчас, - это безусловно подъем нашей страны на несколько позиций в мировых рейтингах.

А полгода - вполне оптимальный срок для первой попытки, так называемый пробный шар, который далее можно продлить, если будут положительные результаты.

Иван Соловьев, заслуженный юрист РФ:

Внесенный в Думу проект постановления об объявлении амнистии в целом учел критику, высказанную президентом страны на первоначально предложенный вариант.

Реализация проекта позволит лицам, преступившим закон, пересмотреть свои взгляды на дальнейшую жизнь, использовать эту уникальную возможность изменить судьбу, связав ее с добросовестной экономической и хозяйственной деятельностью на благо государства, проявившего к ним столь гуманное отношение.

Главным мотивом амнистии была провозглашена необходимость перевернуть страницу истории, написанную в лихие девяностые годы, при этом утверждалось, что в последнее время уголовное преследование по заказным делам стало способом отъема собственности. Лишь за 2009-2012 годы, по данным уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова, не менее 600 тысяч бизнесменов привлекались к уголовной ответственности, многие из них без заявления потерпевших. Кроме того, предлагалось амнистировать не только осужденных, но и подследственных или подсудимых по этим статьям.

Представляется, что именно подобные аргументы не позволили принять амнистию в прежнем варианте. В феврале этого года председатель Верховного суда РФ Лебедев отметил, что за преступления в сфере предпринимательской деятельности в 2012 году осуждено примерно... 2 тысячи человек. По его словам, показатель почти в два раза меньше, чем за предыдущие два года. Получается, что в предыдущие два года было осуждено по 4 тысячи. В итоге нехитрого сложения за три года набирается около 10 тысяч. Из них только 17 процентов (1700 человек) получили реальные сроки. Чувствуется разница с заявленными ранее сидельцами?

Владислав Корочкин, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА России":

Эксперты примерно посчитали, что на свободу благодаря амнистии могут выйти около 5,5 тысячи осужденных предпринимателей. Число тех, кто находится под следствием или чьи дела уже в судебном производстве, точно неизвестно. Но явно это уже не будут те 110 тысяч человек, которые планировалось отпустить на волю по предыдущему законопроекту. Число статей и составов преступлений для амнистированных сократили почти в два раза. Хотя в данном случае важно не количество освобождаемых предпринимателей, а сигнал правоохранительной системе, всему обществу о значимости бизнеса для государства. Та идеологическая парадигма 90-х годов, по которой все предприниматели - воры и "грабят простой народ", уходит.

Остаются и другие вопросы. Для амнистии предлагается обязательное условие - возврат подозреваемыми и обвиняемыми имущества или возмещение ими убытков потерпевшим. Трудно представить, каким образом находившиеся несколько лет за решеткой люди, у которых в процессе "посадок" изъяли средства, смогут что-то возмещать. Сначала придется выйти, а потом возмещать? Или если не возместишь, не выйдешь? И какая наступит ответственность, если вернуть средства амнистированный не сможет по болезни или в связи с другими обстоятельствами?

Александр Осипов, вице-президент Общероссийской общественной организации "Деловая Россия":

Наша организация изначально была инициатором этого предложения. К сожалению, многие приговоры не пересмотрены до сих пор, и в этой ситуации амнистия принесет серьезную пользу для российской экономики. Кроме этого, это своеобразный посыл для общества, для облеченных властью людей, что предпринимательство - локомотив социального и экономического развития страны.

В то же время это и результат консенсуса между инициаторами амнистии и правоохранительным блоком. Поэтому вполне возможно, что в дальнейшем ее параметры будут дорабатываться и развиваться. Наша самая главная задача сейчас, чтобы амнистия оказалась возможной и эффективной для многих предпринимателей, которые находятся под следствием и бизнес которых заморожен.

Власть Право Уголовное право Законодательная власть Госдума Экономическая амнистия для предпринимателей
Добавьте RG.RU 
в избранные источники