Макс, говорят, что искусство джаза в тупике, а вы назвали свой проект "Jazz In Motion" - то есть "Джаз в движении". Куда сегодня можно двигать жанр, который прошел долгий путь от дансингов до филармонии и считается элитарным?
Макс Тимошин: Как это "куда двигать"? Джаз само по себе движение. Ведь импровизация - это движение мысли, движение чувств, движение жизни. Не навсегда застывшая форма, как академическая классика, и не банальный, легко предсказуемый поп. Джаз - это бесконечное приключение, в котором вам все время открывается что-то новое, все рождается по вдохновению, у вас на глазах, и это вдохновение как по волшебству передается вам.
Но для этого надо разбираться в джазе, знать разные его стили. Обычному "человеку с улицы" все эти тонкости не знакомы. Тем не менее, ваш клуб полон, и на концерты "Jazz In Motion" ходит самая разная публика...
Макс Тимошин: Так это здорово, что разная! Мы изначально ставили задачу завоевать именно массовую аудиторию. До сих пор многие из тех, кто приходит к нам, удивляются: "Это что, действительно джаз? А я раньше думал, что джаз - это сложно и скучно…". Главное - показать неподготовленным людям, какой живой и интересной может быть эта музыка. Чтобы эти люди ловили от нее кайф - ведь есть масса потрясающих музыкантов, которые делают отличные шоу, но их никто не знает кроме специалистов, а мы делаем так, чтобы их узнала широкая публика.
Выходит, проект "Jazz In Motion" - это симбиоз высокого искусства и, скажем так, доступности?
Макс Тимошин: Мне как-то не близок сам термин "высокое искусство". Существует много консервативных джазовых проектов, которые мне, на самом деле, не очень нравятся. Да и большинству зрителей они тоже не нравятся - слишком заумно. Мы ориентируемся в первую очередь на шоу, на живую реакцию, и показываем джазовый мэйнстрим, обогащенный экспериментами. Это эксперименты не в смысле какого-то авангарда, а наоборот, - музыка, понятная каждому. В рамках нашего проекте выступали, например, популярный шоумен Тимур Родригес, замечательная группа Zventa Sventana - это такой джаз-фолк, ансамбль "A’capellа Expresss" с Андреем Макаревичем в качестве special guest и другие. Но основа проекта - молодые русские и западные джазмены, открытые новым веяниям. Ведь "Jazz In Motion" - это возможность продемонстрировать публике, что в джазе помимо упертых консерваторов есть новые артисты, которые играют музыку доступную, но при этом ничуть не менее джазовую.
Для джазовых концертов обычно не печатают программки - какой же джаз без импровизации. Говорят, на юбилейном концерте вы и сами выйдете на сцену с саксофоном?
Макс Тимошин: Согласитесь, грешно было бы не воспользоваться служебным положением (смеется)! Но если серьезно, я ведь профессиональный саксофонист - закончил в свое время Гнесинскую Академию, солировал в оркестре под руководством Георгия Гараняна, играл с другими известными музыкантами. Очень люблю саксофон и знаю не понаслышке, что нужно по многу часов заниматься, чтобы играть на стабильно высоком уровне. Увы, сейчас такой возможности нет: мой главный бэнд - продюсерский проект. Однако несколько раз в году я беру инструмент и устраиваю себе праздник: выхожу на сцену и "двигаю джаз" вместе с друзьями.