Сейчас для борьбы с пирамидами применяют статью УК "мошенничество". Организатором по ней может грозить тюремное заключение и штраф в миллион рублей. Но привлекать к ответственности можно лишь после того, как пирамида рухнула и есть пострадавшие.
Минфин предлагает поправить законодательство так, чтобы пирамидостроителей можно было обезвреживать до тех пор, пока пострадавших еще нет. Кроме того, вводится ответственность не только для организаторов, но и активных участников пирамид - максимальный штраф 1,5 миллиона, лишение свободы до 7 лет. За призыв к участию в финпирамиде и распространение информации о ее деятельности предлагаются штрафы в 15 тысяч рублей.
Первый финансовый омбудсмен, доктор экономических наук Павел Медведев считает, что новый закон не нужен. Надо лишь, чтобы правоохранители пользовались действующим законодательством, говорит он: "Есть статья "мошенничество", под нее попадают те, кто извлекает у людей деньги, обещая им что-нибудь заведомо невыполнимое. Что еще нужно?".
Минфин предлагает дополнить УК отдельной статьей "незаконная деятельность по привлечению денежных средств". Но мошенники все равно научатся ее обходить. В принципе подход Минфина правильный, возражает президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка и председатель Совета НП МиР Михаил Мамута.
"Удивительно, что люди раз за разом ведутся на пирамиды. А некоторые из жертв пирамид сожалеют лишь о том, что структура рухнула слишком быстро, то есть, являются их сознательными участниками", - говорит он.
Мамута считает оправданным применение штрафов не только к организаторам, но и к участникам и "популяризаторам" пирамид: "Надо, чтобы люди осознавали свою ответственность за активное продвижение пирамид с целью получения личной выгоды". Но детальнейшей проработки требуют квалификационные признаки пирамид, добавляет он. Если они будут сформулированы нечетко, их можно будет применить, например, к любому банку, говорит Мамута.
Еще один проект закона касается микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов. Им могут разрешить создание резервов на возможные потери по ссудам. Сейчас право формировать такие резервы имеют банки, исходя из отчислений на резервы, они формируют прибыль, с которой платятся налоги.
Если такая возможность появится и у МФО, они смогут более корректно отражать финансовый результат, не платить прибыль с несуществующих доходов, поясняет Мамута. Это особенно важно для крупных игроков микрофинансового рынка и должно отразиться на финальной стоимости займов - ставка может снизиться на несколько процентных пунктов, прогнозирует собеседник "РГ".
Кроме того, поправки в законодательство будут способствовать большей прозрачности микрофинансового рынка.
Установлением правил на нем власти, заметим, занимаются в последнее время достаточно активно. Еще несколько лет назад было много нареканий по поводу отсутствия регулирования и четких правил в этом секторе.
Сейчас Федеральная служба по финансовым рынкам ведет реестр МФО, в нем - около 3 тысяч организаций, рассказывает Мамута. Недавно Госдума приняла в первом чтении проект закона, по которому компаниям, называющим себя "микрофинансовыми организациями", но не входящим в реестр, грозит штраф в несколько сот тысяч рублей.
Поправки в налоговый кодекс - еще один шаг, стимулирующий развитие регулируемых рынков микрофинансирования и кредитной кооперации.